Хранитель сокровища
Иногда бесценными могут стать два рулона старой оберточной бумаги, хранящие в себе массу интересной информации.
Юрий Сергеевич разворачивает на редакционном столе то, что принес, — и я чувствую себя почти Эдмоном Дантесом, будущим графом Монте-Кристо, которому принесли карту острова сокровищ. Хотя, поправит взыскательный читатель, в романе Дюма карты как таковой не было — место клада хранила память аббата Фариа, еще одного узника замка Иф…
Но мой гость, не полагаясь только на память, скрупулезно, из года в год, вел статистику областных сельских спортивных игр, фиксируя на этой бумаге (в типографиях и на почте ее называют «крафт») имена победителей и призеров, команды, занявшие призовые места. Огромные и подробные таблицы, титаническая работа, если взглянуть на нее из сегодняшнего 2014-го, -ведь история игр началась еще в 1981-м.
Хоть немедленно садись и пиши книгу под диктовку Юрия Зыкова. Человека, которого я назвал бы живой, легендарной историей этих состязаний.
СМЫЧКА ГОРОДА С ДЕРЕВНЕЙ
И однажды Тюмень выступила в роли столицы как организатор новых увлекательных состязаний -всерьез и надолго. Нашлись люди, которые придумали, просчитали в мелочах, преодолели все преграды, всколыхнули глубинку своим прекрасным проектом. Люди из общества «Урожай», во главе которых стоял Валентин Никифорович Зуев (ныне директор института физкультуры ТюмГУ, профессор, доктор наук).
Замысел был масштабен и великолепен, с далекой перспективой. Сделать так, что областные власти помогли конкретному району с организацией финальных стартов (проще говоря, выделили энную денежную сумму). Но никто не мог становиться нахлебником. И в самом райцентре должны были напрячься, изыскать все внутренние резервы, чтобы к этому небывалому празднику построить новый стадион.
«Все остается людям» — так назывался один из хороших старых фильмов. Так вот, и здесь все наследие игр — арены, от самой большой до самой маленькой (городошной, к примеру), плюс тот спортинвентарь, что был приобретен общими усилиями — было призвано еще долго служить хозяевам и детям в том числе. Каждые игры должны были оставить долгий добрый след. Разве не благородная идея?
И то, что сельские игры пережили советскую эпоху и шагнули в новую, подтвердило: это было совсем не мертворожденное дитя.
Произошла смычка — не лозунговая, не высосанная из пальца ради галочки в протоколе какой-нибудь партконференции. А реальная, приносящая большую пользу, и, вдобавок, веселая и жизнерадостная. На-род-ная!
ВСЕ БЫЛО НОВО И НЕ ВСЕГДА ГЛАДКО
Благодаря гостям редакции, известным в городе людям — Зыкову и Сергею Тимофеевичу Шорохову (навестившим нас в канун Дня рождения Тюменской области) — я вдруг заново ощутил себя причастным, пусть отчасти, к истории сельских игр. Гости принесли подтверждение этому — буклет, где фамилия вашего спортивного обозревателя значится в списке оргкомитета игр 1984 года.
Хотя я — тогда завотделом «Тюменской правды» — бывал на сельских финалах и раньше — в Абатском, Ярково… А в 1984-м они проводились в Большом Сорокино.
Это были незабываемые дни, киваю в ответ на слова моих собеседников. Зыков справедливо утверждает, что и тогда, в прежние времена, все решали деньги. «Они пробили финансирование — и все задвигалось, пришло в движение», -так определяет Юрий Сергеевич одну из главных заслуг отцов-основателей сельских игр.
Хотя, как в любом новом деле, случались накладки: что-то просто не успевали, а что-то делали хуже, чем требовалось. Зыков вспоминает, как в Аромашево только что возведенную трибуну стадиона испытывали грузом, и вроде все было нормально. Но когда ее густо, кучно заполнил народ, деревянное строение вдруг обвалилось. Скандал, да и только! К счастью, тогда никто не пострадал -по крайней мере, сильно, говорит Юрий Сергеевич. Хотя эти форс-мажорные обстоятельства основательно подпортили праздник. Но он все равно состоялся. Что ж, опыт копился, и он был разным. Но всегда полезным и важным для организаторов следующих стартов.
Бывали и иные драматические происшествия. Одним из самых зрелищных в программе игр всегда был конный спорт. И вот однажды, рассказывает Зыков, на его глазах упала с коня на полном скаку девушка из команды Боровской птицефабрики. Лопнул ремень, свалилось седло. «Что примечательно — конь погасил скорость и встал. Умный, знает, что делать», — комментирует Юрий Сергеевич этот давний случай. Конечно, к наезднице побежали люди, позвали врача… Отделалась она, кроме испуга, ушибами.
Вспоминается, конечно, и забавное. Своеобразной изюминкой игр стала крестьянская эстафета, где надо было еще и пилить бревно. Однажды одна из команд припозднилась с заявкой, но успела. Однако столкнулась с необходимостью в срочном порядке нести искомый снаряд к месту состязания. И вот, с улыбкой повествует Зыков, два крепких мужичка взяли бревно на плечи (почти как на известной картине ленинского субботника) и потопали, благо, идти было не слишком далеко. Кряхтели, но ведь несли!
Слушая, и ваш корреспондент не удержался и поделился смешным случаем, тоже имевшим место на играх. Не буду уточнять, где это было, — дело прошлое. Хозяева решили угостить гостей из областных структур и прессу в том числе, пригласили в ресторан на банкет. В разгар вечеринки пропал корреспондент московской спортивной газеты. Меня, как самого трезвого, попросили найти его. Неужели придется шастать по вечернему поселку? Не пришлось! Коллега обнаружился по сочному храпу на другой стороне гардеробной стойки — проникнув сюда, он устроился на… полке для обуви. Тихо, тепло и спокойно.
ПЛОТЬ ОТ ПЛОТИ
Тюменцам, живущим на конкретной территории, куда пришли игры, безусловно, повезло. Но и сама сельская спартакиада очень выиграла от того, что на ней постоянно работали такие люди, как Зыков. Сказал бы чуть витиевато: он — плоть от плоти этих игр.
Что по-своему удивительно: на самых первых играх 1981 года (зимних, еще в областном центре) Юрий Сергеевич работал в год своего… 50-летия. Да, он родился в 1931-м. И, распорядись судьба более жестко, мог воевать, как мой отец Афанасий Петрович 1924 года рождения, тяжело раненный после форсирования Днепра.
Путевку в спорт юному Юре тоже дал фронтовик — однорукий учитель физкультуры в единственной тогда голышмановской школе Георгий Игнатьевич Овсянников. Увечье не мешало ему лихо играть в футбол за сборную района, а также вести занятия гимнастического кружка, где занимался Зыков. Многого, правда, недоставало — к примеру, волейбола и баскетбола, которыми Юрий увлекся позже — уже в пединституте Омска, благо, еще и рост имел подходящий.
«Мне всю жизнь везло на тренеров», — говорит Юрий Сергеевич. И вспоминает, как в институте роль тренера баскетбольной секции взял на себя один из студентов, хорошо игравший Николай Жилин.
Зыков делал успехи… В рамках этого очерка не буду пересказывать его биографию. Скажу лишь, что он был чемпионом РСФСР и СССР среди сельских спортсменов.
Преуспел и в судействе, став арбитром республиканской категории по волейболу. Десять лет руководил отделением физвоспитания голышмановского педучилища, был отмечен званием отличника народного просвещения РСФСР.
И сейчас, на встрече в «Тюменском курьере», он прочувствованно и лаконично произносит: «Я живу сельскими играми и моими выпускниками…» А их было множество. И, приезжая каждый раз на сельскую спартакиаду, он обязательно встречал кого-то или нескольких сразу.
«Да разве сердце позабудет того, кто хочет нам добра…» Это я уже от себя. Пропел мысленно. «… кто нас выводит в мастера…» Он состоялся и как умелый наставник. Талантливый человек талантлив во всем.
… Вернусь на секундочку к крестьянской эстафете. Обязательно должен добавить, что придумали ее Аза Викторовна Воронова, тоже успешно трудившаяся на тюменской спортивной ниве, и Зыков. Бег, пилка дров, лыжный этап… Получилось на славу. Эстафета не то, что прижилась, — стала хитом игр. Кстати, куда девали почти готовые дрова, не преминул спросить я. Доставались местным жителям. Чтобы после игр им было еще чуточку теплее.
СОКРОВИЩА НАХОДЯТ И… ТЕРЯЮТ
… А его бумажные рулоны, поразившие меня в самое сердце -никогда не видел ничего подобного — по-прежнему остаются кладезью ценнейшей информации. Это та история, которую не найдешь в Интернете. Я, кстати, в преддверии встречи изрядно полазал в Сети и обнаружил, что сведения и отрывочны, и даже противоречивы. Больше известно о начале нового века (в 2009 году областные сельские старты проводятся в рамках Губернских игр «Тюменские просторы»).
Жаль, что, кроме журналиста Сергея Пахотина, к Юрию Сергеевичу больше никто не обращался. Я вдруг с болью представил, что плоды этой фантастической работы вдруг могут погибнуть (бумага не вечна). И помечтал, что найдутся заинтересованные лица, которые востребуют информацию, собранную Зыковым, перенесут на электронные носители и дадут ей ход. Используют в интересах всех, кто участвовал и еще будет участвовать в сельских стартах, а равно и остальных тюменских любителей спорта. Это то, что нам никак нельзя потерять.
А сам крафт, исписанный слева направо и сверху вниз, так и просится на музейную стену. Это, на мой взгляд, уникальные экспонаты. Музей истории спорта может такими гордиться… И не пора ли найти эту самую стену? Чтобы помнили.
И еще, напоследок. Юрия Сергеевича сейчас на Губернские игры не приглашают. Эх-м а! Будь я матерым пиарщиком, обслуживающим эти соревнования, любым способом привез бы сюда Зыкова. Он — лучшая реклама того, что делают с человеком длительные занятия спортом и вообще здоровый образ жизни.
Хотел бы я так выглядеть в 83 года! Подтянутый, стройный, ни грамма лишнего веса, загорелый в дачном, разумеется, варианте. Улыбчивый, жизнерадостный. И способный рассказать спортсменам и гостям игр о многом, что он по-прежнему помнит хорошо.
Так что же, господа, что имеем — не храним?
P.S. Между тем, нынче областные сельские игры, пусть в новом формате, проведены в 25-й раз. Еще один юбилей. Еще один повод бережно отнестись к нашей славной спортивной истории и тем людям, что бескорыстно ее хранят.
Благодарю за неоценимую помощь в создании этого очерка Сергея Тимофеевича Шорохова, вновь проявившего себя замечательным организатором.
***
фото: Это — сельские игры;Юрий Зыков в редакции «Тюменского курьера».