Будет время наводить мосты
Квалифицированные рабочие места украинским беженцам предоставили десять тюменских промышленных предприятий.
«Мостострою-12» срочно потребовались сварщики на строительстве моста через реку Туру в створе улицы Челюскинцев. Но найти специалистов высоких разрядов со всеми допусками никак не удавалось. Одну из вакансий в центре занятости и предложили переселенцу из Украины Ярославу Карпенко.
Ярослав приехал в Тюмень в середине июля. Как и многие его соотечественники, прибывающие сейчас в Тюмень, он бежал от войны. Хотя сам родом из Центральной части страны — из Винницкой области. Военные действия там не затронули города и села. Не рушатся дома, не гибнут люди, нет потока беженцев, но и здесь война нарушила привычный уклад жизни. Предприятия закрываются, работать негде. И молодежь, у которой есть настоящие рабочие профессии, в поисках лучшей жизни тоже стремится уехать в Россию. Уж лучше строить, чем воевать.
ИСКУССТВО НАВОДИТЬ МОСТЫ
Вынужденным переселенцам из центральных районов Украины, конечно, легче, чем беженцам с юго-востока. Они не остаются без крыши над головой, не бегут из родных мест только, чтобы спасти свою жизнь и жизнь своих детей, но и их отъезд с родины нельзя назвать счастливым.
Ярослав стал присматриваться к новой жизни в России еще в прошлом году. По его словам, уже тогда стало понятно, что с каждым днем в его стране становится все хуже и хуже. На предприятиях начались массовые увольнения и сокращения. На семейном совете решили, что сыну стоит позвонить родственникам в далекую Сибирь. И тетя, и дядя, которые ни разу за 20 с лишним лет не видели своего племянника, согласились его принять.
Так Ярослав впервые попал в Тюмень. Как говорит, на разведку: почувствовать — каково оно, работать в России. Для этого он на месяц устроился сварщиком на предприятие «Тюменьстроймеханизация». Поработал и вернулся домой. Навсегда уехать из Украины было тяжело. Но времени даром не терял — за год получил все необходимые допуски для работы на нефтегазовом, нефтехимическом оборудовании, на монтаже строительных конструкций.
И последней каплей, решившей его судьбу, стала повестка из военкомата.
— Пришла она не мне — другу, — рассказывает Ярослав, — но я понял, что ждать больше нечего, могу быть и следующим. Идти на войну — не хочу. Ни к чему она.
Профессия сварщика ему понравилась еще в детстве. Однажды, когда гостил у бабушки в Винницкой области, видел, как мимо деревни тянули газопровод. И они с мальчишками бегали смотреть, как сверкает сварка.
— Я как завороженный смотрел на разлетающиеся искры, — вспоминает Ярослав. — Решил, что вырасту — обязательно стану сварщиком. Так, в общем, и вышло. Окончил промышленно-строительный лицей с красным дипломом. Потом работал на Ладыженской ТЭЦ, на строительстве сахарного завода. Планы на жизнь строил.
На Украине, по словам Ярослава, сварщики получают немного, с шахтерской их зарплату не сравнишь. А уж о зарплате, которую ему предложили в «Мостострое-12», дома можно только мечтать.
— Я уже все для себя решил, — говорит Ярослав. — Будут подавать документы на оформление гражданства. Здесь и жить, и работать стабильнее. И перспектив больше. У нас мало кто рискует купить квартиру в кредит, а у вас с ипотекой каждый второй. Пока поживу у родни, потом, глядишь, и жилье куплю…
А пока ему просто нравится работа: возводить мостовые конструкции еще никогда не приходилось.
— И, может, это даже символично, — говорит Ярослав, — приехать сюда в такое время и начать возводить мосты.
***
фото: Ярослав Карпенко.