Сшили область своими руками
В галерее традиционных промыслов и ремесел открылась ярмарка сувениров и изделий тюменских мастеров, приуроченная к 70-летнему юбилею области.
Еще недавно народные промыслы называли умирающими — секреты мастерства помнили лишь единицы. Но в последние несколько лет интерес к декоративно-прикладному творчеству значительно вырос, причем на самом высоком уровне. Открываются новые мастерские и центры, работы наших мастеров выставляются и побеждают во всероссийских и международных выставках. Теперь у тюменцев учатся, к нам едут перенимать опыт.
Выставка-ярмарка — итог непростого пути, который прошли и тюменские клубы, и каждый мастер в отдельности. Им есть чем удивить. Конечно, не со всеми авторами удастся познакомиться, хотя было бы очень интересно узнать, как каждый из них развил свое умение до искусства.
Косторез Ирина Могутова — коренная тоболячка. Еще в школе она прекрасно рисовала и мечтала стать художником, но чтобы идти дальше по этой стезе, надо было уехать из дома. У мамы, которая воспитывала ее одна, денег на дальнюю дорогу не было. Поэтому Ирина после 10 класса пришла учеником на знаменитую тобольскую косторезную фабрику.
— На фабрике как раз набирали молодежь в подмастерья, — вспоминает Ирина Викторовна, -правда, девчонок брать отказывались категорически. Но мне помогла тетя, которая работала театральным режиссером и в то время приехала к нам из Калининграда. Она сказала: «Не волнуйся, я всех уговорю. Я с людьми разговаривать умею». Взяла все мои эскизы, рисунки и ушла. И, действительно, уговорила комиссию.
В порядке исключения Ирину взяли в ученическую бригаду. Кстати, в один с ней набор попали и такие известные сейчас мастера-косторезы, как Юрий Замятин и Минсалим Тимергазеев.
Могутовой косторезное ремесло сразу пришлось по душе. Она с удовольствием придумывала новые эскизы. Но мама считала, что для девочки косторез — не профессия, надо все-таки учиться дальше. И отправила дочь в Тюмень, поступать в училище моторостроителей на чертежника. Чертежником Ирина так и не стала, на моторостроительном заводе, куда пришла работать, ее почти сразу же перевели в отдел эстетики.
Тогда почти в каждом цехе работали художники. Числились они токарями или шлифовщиками, а по сути были граверами и оформителями. Вот и Ирина пробыла в этом статусе почти 30 лет, до начала 90-х годов. Во времена перестройки, когда на заводах начались оптимизации, первым под сокращение попал их отдел.
— Но мы так с заводом за эти годы сроднились, что уходить не захотели, — вспоминает Ирина Викторовна. — И в качестве протеста организовали свой кооператив, назвав его «Стайлинг-центр». Директор завода Кульчихин нас поддержал и даже работу дал достойную: создавать музей моторостроительного завода. Мы же пришли на предприятие совсем молодыми и каждого рабочего знали. Под эту задумку он целый этаж выделил. А экспонаты предоставил Радослав Стрежемецкий, он не один год собирал фотографии и документы об истории предприятия.
За этими хлопотами Ирина косторезное мастерство на время забросила. И только муж, художник Виталий Русачев, все время напоминал ей, что к творчеству надо вернуться. Возвращение состоялось, только когда она вышла на пенсию.
— Года два руки все вспоминали, первое время могла только копировать то, что делали другие, но потом я вошла в такой раж, какого в молодости не было, — улыбается мастер.
Сейчас Ирина Могутова — известный в России косторез. Она не раз награждалась медалями ВДНХ, становилась лауреатом всероссийских фестивалей «Сокровище Севера» и «Душа Севера».
Совсем другое хобби выбрала мастер Ольга Боровых. Ей ближе искусство лоскутного шитья, изготовление текстильной куклы. Причем она ищет в нем свои пути, пытается совместить традиционные технологии с современными.
Например, в подушках-«думках» наряду с технологией квилта применяет и печатный принт. Фотография достопримечательностей города, перенесенная на ткань, становится центром композиции, а обрамляет ее узор в технике лоскутного шитья.
Органичный симбиоз старины и современности получается и при изготовлении квилт-чехлов для айпадов и телефонов. Эти аксессуары Ольги Боровых оказываются даже более удобными и модными, чем у самых известных производителей.
— Ничего удивительного, — шутит Ольга Дмитриевна, — подобные приспособления давно известны на Руси, только назывался такой чехол «лакомник». Проблемы-то были у людей те же, только предметы другие.
Вот только народная кукла, по ее словам, влиянию техностиля не поддается. В ней сразу тепло и душа пропадают. Так что здесь форма очень важна, она содержание сохраняет.
… Особым событием ярмарки станет презентация текстильного панно тюменского клуба «Сибирская палитра», выполненного специально к 70-летию Тюменской области. Сшить одеяло из лоскутов задумали еще в апреле, но для того, чтобы изготовить 23 блока размером 25х25 сантиметров, 12 мастерицам клуба понадобилось три месяца. Работа эта хоть и коллективная, но каждый блок отличается своим цветовым, композиционным и техническим решением. Здесь можно увидеть и эмблему нефтяной компании, и названия городов области, и мотивы сибирской природы.
А завершится ярмарка 16 августа мероприятием в рамках традиционных «Бархатных вечеров в музее» — это будут мастер-классы по всем видам декоративного творчества, представленного на выставке.
***
фото: Ольга Боровых;Юбилейное одеяло;Ирина Могутова.