X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Как правильно ходить в музей

«Шедевры русского искусства. Впервые в Тюмени» сообщал плакат на здании музея ИЗО. И в выходные мы с подругой отправились туда.

ГЛАЗА АНДРОМЕДЫ

Плакат зазывал на привозную выставку из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). В кассе мы сэкономили 150 рублей, вот одно из преимуществ студенчества -бесплатные билеты. Подходим ко входу в зал и слышим громкий женский голос. Небольшой группе, состоящей примерно из десяти человек, женщина-экскурсовод рассказывает о портрете Екатерины Первой. Наверное, именно так звучал бы голос древнегреческой богини мудрости.

Но идею присоединиться к группе мы сразу пресекаем. Рассматривать картины самостоятельно показалось интереснее. Просто не хочется задерживаться возле каждой таблички с исторической справкой…

Оценивая этюд к полотну «Покорение Сибири Ермаком» Василия Сурикова, портреты Алексея Антропова и Дмитрия Левицкого, я опираюсь только на свой зрительский опыт и вкус. И подруга тоже. Вместе рассматриваем картину Брюллова «Персей и Андромеда». Глаза Андромеды вызывают у нас смешок: они неестественно выпучены в испуге.

Идем по залу дальше и понимаем, что картин не так-то много.

… «Насмотрелись?» — улыбаясь, спрашивает у нас смотрительница вместо прощания. Действительно, поход занял у нас немного времени. И в голову мне закралась неприятная мысль: «Возможно, я не очень образованная, чтоб понять всю ценность и величие произведений классиков?»

Решаю это исправить и договариваюсь о встрече с искусствоведом — Натальей Паромовой, куратором выставки.

ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР ИЛИ МУЗЕЙ?

— Какая картина имеет самую большую ценность? — задаю первый пришедший в голову вопрос.

— Этот вопрос здесь неуместен, -отвечает Наталья Александровна. -Все эти произведения имеют ценность, хотя бы потому, что они дают уникальный опыт погружения в историю. Вот мы живем в двадцать первом веке, подходим к портрету человека, жившего в восемнадцатом. Где мы еще увидим его? В кафе? А человек на картине — это один из образов того времени.

— Я заметила, что посетителей не так уж много…

— Тюмень — торговый город. У нас много торговых центров, в которых очень многие горожане проводят большую часть времени. А музей требует сосредоточенности, погруженности, определенного уровня культуры. Хотя на этой выставке в день бывает около сотни человек — это достаточно много.

Наталья Александровна говорит, что не раз замечала среди тюменцев подготовленных и искушенных посетителей. Однажды, стоя с экскурсоводами возле картины и обсуждая ее достоинства, Наталья Александровна заметила, что один из посетителей ушел от них в другой зал. Лишь потом, когда возле полотна уже никого не было, он вернулся и долго разглядывал произведение искусства. Наверное, хотел прийти к выводам самостоятельно.

— Представлено 37 работ, — продолжает Наталья Паромова. -Многие думают, что это мало: «лучше съездить в Петербург…» Да, они посмотрят всю экспозицию, там она в сотни раз больше. Им удастся увидеть «Последний день Помпеи» Брюллова. Но Брюллова почти в миниатюре (искусствовед указывает на «Персея и Андромеду») они не увидят. От размера ведь ничего не зависит. Даже в небольшой картине можно обнаружить шедевр.

Из разговора с искусствоведом я поняла несколько важных вещей.

Во-первых, чтобы прочувствовать искусство, надо знать его историю. Наталья Александровна рассказала, как писалось полотно «Покорение Сибири Ермаком».

Это сложнейший процесс, подразумевающий не только натягивание холста и непосредственное наложение красок, а очень долгую и тщательную подготовительную работу. Суриков ездил на место, где свершались исторические события, рисовал эскизы, работал с типажами.

Во-вторых, небольшое количество представленных произведений вовсе не говорит о малозначительности выставки. Зачастую такие экспозиции позволяют увидеть менее знаменитые работы знаменитого художника, которые тоже имеют большую ценность. Живописец предстает с другой стороны — не в момент триумфа, а во время становления и раскрытия своего таланта, в поиске творческой манеры.

… И мы, молоденькие студентки, на этих образцах только учимся быть зрителями. Ищем свой взгляд на искусство, развиваем образное мышление.

***
фото: У той самой картины Карла Брюллова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта