Два ведра белых и чистые легкие
Для современного городского жителя поездка в лес по грибы — настоящее приключение.
Можно почувствовать себя коммандос: встаешь ни свет, ни заря, надеваешь штаны и куртку камуфляжной расцветки, вешаешь на пояс нож… И вперед — на тихую охоту.
— Говорят, в лесу белые, — многозначительным тоном сообщила мне подруга. Это она, конечно, о грибах, а не об остатках колчаковской армии.
… В городе уже можно встретить грибников, торгующих в непредназначенных для этого местах крепкими красавцами на белых ножках. Но покупать грибы у незнакомцев -удел тех, кто втайне желает попасть в отделение токсикологии первой областной больницы. Неизвестно же, где конкретно эти грибочки собирали. Может, вдоль федеральной трассы?
Кроме того, лично у меня желание полакомиться королем сибирских грибов отлично сочетается с желанием погулять по лесу. Вот только как типичный городской житель ни одного грибного места я не знаю.
Подруга успокоила: неподалеку от Ялуторовска грибов — тьма. Туда и поедем.
ПОИГРАЕМ В СЪЕДОБНОЕ — НЕСЪЕДОБНОЕ
Мы отправились в лес, что близ села Памятное Ялуторовского района. Убежденные, что даров природы хватит на всех, решили не слишком-то утруждать себя ранним подъемом и на месте оказались к четырем часам дня, вооруженные ведрами и спреем, отгоняющим комаров. И то, и другое пригодилось. Гнуса хоть и не много, но он есть.
А что до грибов — их видимо-невидимо. Первыми бросаются в глаза ярко-красные шляпки, украшенные белыми пятнышками. Конечно, даже без очков перепутать мухомор со съедобными грибами невозможно. И все же находятся те, кто рискует их собирать, — почитая себя не то народными целителями, не то колдунами. В ХМАО-Югре уже есть один случай отравления — настойкой на свеженьких мухоморах.
Для тех, кто имеет традиционные представления о съедобном и несъедобном, куда большую опасность представляют всевозможные поганки, притворяющиеся грибами, пригодными в пищу. Например, ложные опята, так похожие на настоящие. Или свинушки, напоминающие грузди. Или желтокожий шампиньон, который не только похож на шампиньон, но, собственно, им и является. Вот только съедобных шампиньонов в наших широтах не растет — одни ядовитые. Как рассказали в отделении токсикологии, в этом году еще не поступало пациентов, отравившихся свежесобранными грибами. Пусть все так и останется.
Грибов съедобных в лесу тоже оказалось предостаточно, особенно на мой непритязательный вкус урожденной северянки, не брезгующей даже сыроежками. Подосиновики и подберезовики, традиционно причисляемые к грибам первого сорта, встречаются хоть и не на каждом шагу, но достаточно часто. А уж маслят и моховиков, ценящихся несколько меньше, и вовсе тьма. Не слишком напрягая изнеженные сидячей работой ноги, мы за пару часов набрали два полных ведра. Были бы с нами любители лесной ягоды, им тоже нашлось бы чем поживиться: земляника сошла, зато голубика, как говорится, размером с вороний глаз.
Страшно довольные собой и своим уловом, мы вернулись в село, где наши самодовольные улыбки всех очень удивили. «И зачем вы таких грибов набрали?» — искренне пожимали плечами местные жители.
Как выяснилось, жители окрестных деревень и поселков — в основном татары — вовсе не берут ни маслята, ни моховики. Подберезовик могут пнуть — на что он нужен? Иногда делают исключения для подосиновиков: если гриб кажется особо красивым.
Собирают они, когда сезон, грузди и волнушки — на засолку. Или опята — их положено мариновать. Но главным «зверем» на тихой охоте для них давно стал белый гриб, он же боровик. Тут-то на один гриб — по три грибника.
ПРОФЕССИЯ — СОБИРАТЕЛЬ
Пожалев бестолковых горожанок, местные жители пообещали следующим утром взять нас с собой и показать мастер-класс. Белые грибы, как оказалось, в изобилии растут неподалеку — возле села Новоатьялово. Нас сразу предупредили — вставать придется очень рано, иначе опередят «новоатьяловские». Это для нас сбор дикоросов — отдых, а для них -работа. В этом селе, как и в некоторых соседских, свободных вакансий практически нет. Кто может -ездит на заработки в город или трудится вахтовым методом. Кто не может оставить хозяйство -летом собирает грибы и ягоды в промышленных масштабах и сдает на производства, где из них делают продукцию, поступающую в наши магазины. Килограмм белых грибов — 70 рублей. Говорят, приемщики даже смотрят, червивые им принесли грибы или нет.
… Знаете, почему у многих городских жителей, в кои-то веки попавших на природу, в лесу начинает кружиться голова, а по приезду домой их тянет в сон? Кислородное отравление. Наше тело, отвыкшее дышать чистым воздухом, реагирует не совсем адекватно. К счастью, это быстро проходит. И на следующий день уже в шесть утра мы были во всеоружии. Вот только по прибытию в лес, на самое что ни на есть грибное место, немедленно уяснили: сони, разве можно так долго валяться в постели? Профессиональные грибники давно прошлись здесь с острыми ножами.
К счастью, никто не совершенен. Даже опытные собиратели нет-нет, да и пропустят какого-нибудь хитро спрятавшегося белобокого красавца. Тут грибок, там — два. Так, не спеша, и набрали два ведра. Главное, глядеть в оба и аккуратно разрывать мох под ногами — там-то боровики и скрываются от «охотников».
Выйдя к условленному месту — двум поваленным березам, мы изрядно удивились. В противовес двум нашим ведрам, местные тащили на спинах короба, полные грибов, да еще в руках — ведра и корзины.
— В этих сумках порядка 15-ти литров — это тысяча рублей, -похвалился один из профессиональных собирателей. — Не каждый офисный работник за целый день зарабатывает тысячу, а я за три часа заработал.
В ответ на расспросы о том, где им удалось отыскать столько грибов, они только усмехались: всю жизнь здесь живем, каждую кочку знаем. И то верно. Тем более что нам и тех двух ведер достаточно. Мы же не столько за грибами приехали, сколько воздухом подышать. И испытать азарт охотника, пусть даже и тихого.
***
фото: «Охотники» на привале;Два ведра – наша скромная добыча.