Труба не нефтяная, но ценная
При обслуживании инженерных сетей коммунальщики то и дело сталкиваются с ситуациями почти безвыходными — трубе необходим ремонт, а собственник земельного участка на свою территорию не пускает.
Городская земля только называется городской. Это большое одеяло при ближайшем рассмотрении состоит из множества лоскутков разной собственности: федеральной, региональной, муниципальной, частной. Пока это не касается нас самих, о нюансах мы не задумываемся. Но иногда жизнь заставляет копать глубже.
В такой ситуации оказались жильцы дома по Ялуторовской, 5. Дом прошел опрессовку по графику, но горячая вода в кранах не появилась. Прошла неделя, другая — ничего не изменилось. Почему?
Оказалось, что ответ надо искать чуть ли не в далеких 90-х, когда происходила массовая приватизация. И в том хаосе мало кто обращал внимание на то, что продается вместе с конкретным земельным участком.
Казалось бы, какое уж это богатство — старые железные трубы? Но исключи даже маленький отрезок тепловых или водопроводных сетей, и цепь нарушится.
В случае с домом по улице Ялуторовской камнем преткновения стал небольшой участок земли, располагающийся в полусотне метров от девятиэтажки. Собственник категорически отказывался пустить ремонтные бригады «Тепла Тюмени» на свою территорию. Через представителей требовал выноса всех труб вместе с тепловой камерой.
— Затраты времени и денег на ремонтные работы в таких случаях увеличиваются в десятки раз, -говорит Евгений Мурзин, главный инженер предприятия.
Не всегда имеется и техническая возможность проблемный участок обойти. Например, там же зимой 2013 года тоже случился порыв — началось подтопление гаражного кооператива. Тогда собственнику пошли на уступки и выполнили вынос теплотрассы в надземном исполнении — по крыше здания. На этот раз таких вариантов не было: месторасположение порыва было другое, в тепловой камере.
На переговоры с собственником ушло две недели. Он настаивал на своем, и его доверенное лицо не волновало, что без горячей воды уже почти месяц сидит не только девятиэтажный дом, но и находящийся рядом Дом ребенка. В конце концов, хозяин согласился допустить ремонтников на «заповедную» территорию.
По словам Евгения Мурзина, такие столкновения не редкость. Участков, проданных собственникам вместе с инженерными сетями, — множество. И разбираться, кто прав, кто виноват, что было раньше: построены сети или куплена земля — некогда. С юридическими коллизиями должен разбираться городской департамент имущественных отношений, а тепловики — работать.
С похожими проблемами постоянно сталкиваются и специалисты «Водоканала». Совсем недавно порыв магистрального водопровода диаметром 500 миллиметров произошел в Матмасах на улице Линейной. Но аварийная бригада так и не смогла приступить к устранению: на трубе построен дом. Собственник от компромиссов наотрез отказался, угрожал судом. В результате пришлось менять схему водоснабжения целого района, практически поворачивать потоки воды вспять.
Специалисты в коммунальной сфере считают, что проблема всех этих коллизий в несовершенстве законодательства. На кадастровых планах участков линии коммуникаций не наносятся. Схема водоснабжения города, например, считается секретной. Но все секреты выходят наружу, когда случаются ЧП.
Нередко пересекаются интересы коммунальщиков и с интересами собственников временных сооружений. Что неудивительно. Такого количества временных сооружений типа киосков ни один крупный город вынести не может, считают в департаменте потребительского рынка. Например, в схеме размещения временных объектов, утвержденной в декабре 2013 года, их 528. При этом 72 располагались на инженерных сетях или в охранной зоне инженерных коммуникаций — и они оказались вне закона.
Конечно, движение в лучшую сторону есть. При строительстве новых зданий еще на стадии проектирования согласовываются планы участка и схемы расположения сетей. Порядка стало больше, но с эхом беспорядка 90-х-начала 2000-х годов сталкиваться коммунальщикам, видимо, придется еще долго.
***
фото: Евгений Мурзин у теплотрассы по улице Герцена, 72.