Техника на грани гарантии
«Вот это вещь! Не один век прослужит», — приговаривает моя бабушка, поглаживая швейную машинку «Зингер» — чугунную, с ножным приводом и очень плавными линиями. Чудо американской техники одним своим видом отсылает в те времена, когда еще моя прабабушка была девушкой.
Конечно, есть у бабушки и современные швейные машинки, имеющие массу программ, призванных облегчить жизнь швее. Вот только ломаются они. А «Зингер» бабушка грозится моим детям в наследство оставить. Не факт, что они будут увлекаться кройкой и шитьем, но если вдруг — машинка готова к использованию.
… Впрочем, чтобы оценить качество современной техники, не нужно далеко ходить. Достаточно вспомнить, что еще лет десять назад в ходу были недорогие, но совершенно «неубиваемые» телефоны Nokia 3310. Чего с ними только не делали! Купали в озере, топили в ванне и забывали в стиральной машине. Играли ими в футбол и роняли с пятого этажа. А потом вставляли на место выпавшую от удара батарею и продолжали пользоваться как ни в чем не бывало.
Нынешние смартфоны не чета тем простеньким трубкам, умевшим только звонить и принимать звонки. Вон, айфоны разве что в космос не летают. Но по надежности проигрывают мамонтам сотовой связи.
Похожим образом складывается ситуация и с другой бытовой техникой: на купленный пару лет назад принтер не найти картриджей -их больше не выпускают. Пылесос, к которому закончились сменные пакеты для сбора пыли, стоит в кладовке — подходящих по размеру в магазины уже не завозят. А на сломанную стиральную машину мастер смотрит, как на загнанную лошадь, — проще пристрелить, потому что деталь стоит, как новая стиралка.
Некоторые даже поговаривают о глобальном заговоре производителей электроники. Мол, если изобрести лампочку, которая будет гореть вечно, то очень скоро лампочки вообще перестанут покупать. Тогда заводы встанут, предприниматели останутся без прибыли, а работники — без работы. Начнется кризис, великая депрессия и полный конец света.
Лично я ко всему, что попадает в разряд теории заговоров, отношусь скептически. Но, справедливости ради, нужно заметить: чем чаще техника ломается, тем больше денег получают производящие ее корпорации. Без телефона современный человек жить уже не может. Равно как и без холодильника или стиральной машины. Так маленькие хитрости, уменьшающие срок служения товаров, наверняка используются. Вот только желание выручить побольше денег — не единственная причина снижения качества выпускаемой продукции.
Экономисты уверены: не только покупатели зависимы от производителей, продающих легко ломающийся товар, но и сами корпорации вынуждены укладываться в жесткие рамки, диктуемые им потребителем.
В наш век быстрой информации покупатель хочет новую вещь с новыми функциями уже вчера, а никак не завтра. Времени на тестирование очередной разработки у производителя остается катастрофически мало. И потому «почетное право» выступить бета-тестерами за свои же деньги получают первые покупатели. Обратная связь, отзывы недовольных, сообщающих об ошибках работы и недоделках, — все это позволяет внести необходимые изменения, и уже вторая-третья версия нового, например, телефона работает, как правило, вполне исправно.
К тому же нельзя отрицать, что чем сложнее аппарат, тем проще его сломать. А нынешние электроприборы в этом отношении на голову превосходят те, что продавались в магазинах даже 10-15 лет назад. Нужны ли телефону две дюжины функций — это другой вопрос. Но если спрятать под тонким корпусом мощный процессор, мультифункциональный чип, видеоускоритель и карту памяти — все это вряд ли проработает долго. Хорошо, если раньше отмеренного гарантийного срока не сломается.
Что, кстати, тоже случается нередко. И тут перед потребителем встает новая проблема — не в каждом магазине соблюдают его права. Порой даже отремонтировать прибор по гарантии бывает сложно, не говоря о том, чтобы заменить его на новый или получить назад деньги.
Выросшие в старые времена покупатели могут жаловаться в Роспотребнадзор. Молодое поколение умеет бороться с магазинами сами: все-таки опыт первоиспытателей чему-то да научает.