Хороших инженеров много не бывает
Информация о создании политехнической школы при ТюмГУ впервые прозвучала в июне на совещании по вопросам образования, в котором приняли участие представители трех субъектов Тюменской области. Она вызвала вопросы Через месяц ректор Тюменского госуниверситета Валерий Фальков ответил на некоторые из них.
Во вступительном слове на пресс-конференции он еще раз отметил, что «политехническая школа — ответ на дефицит инженерных кадров, который остро ощущается по всей стране уже много лет». В этом году Владимир Путин дал своим подчиненным поручения, которые, как надеется Фальков, «должны серьезно повлиять на подготовку инженерных кадров в нашей стране».
Тюменский госуниверситет тоже решил не оставаться в стороне от такой важной задачи.
— Сразу же хочу ответить на некоторые вопросы, которые задает, в частности, одно из печатных изданий: «Почему ТюмГУ? Ведь у нас есть технические вузы, которые готовят инженерные кадры».
Мы с этим не спорим и не пытаемся составить конкуренцию таким вузам. В то же время наш университет уже давно не только гуманитарный педагогический вуз, но и, в определенной степени, вуз, который готовит высококлассных инженеров. Приведу в пример такую специальность, как «техническая физика» — это в чистом виде инженерная специальность, или «биоинженерию и биотехнологии». В этом году мы впервые в Тюменской области получили места на такую востребованную профессию, как «нанотехнологии и микросистемная техника». И этот перечень можно продолжить.
— Валерий Николаевич, не первый год обсуждается проблема слабой подготовки школьников по физике и математике — а это базовые предметы для поступления на инженерные специальности. Где вы собираетесь искать абитуриентов?
— Качество преподавания физики и математике в школе, безусловно, напрямую сказывается на качестве образования в вузе. У нас есть своя гимназия, в которой пять выпускных классов, откуда мы, как говорится, черпаем таланты. Хотя эти таланты активно в последнее время уезжают за пределы региона.
Помимо гимназии, у нас есть школа одаренных. Это отдельный проект, в рамках которого мы в прошлом году из 4500 детей, начиная с пятого класса, отобрали лучших, самых способных и занимались с ними в течение учебного года. Причем отобрали независимо от их места жительства и социального положения их семьи. Нас интересовали только их природные способности. Этот проект хорошо себя зарекомендовал.
Но мы не уповаем только на выпускников школ Тюменской области, а очень активно в этом году работали в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Объясняли старшеклассникам, что количество бюджетных мест на инженерные специальности в разы больше, чем на гуманитарные. Для примера: в финансово-экономическом институте выделено 19 мест, а в институте математики и компьютерных наук 200 мест. В институт государства и права 35 мест, а в институт физики и химии — 180. То есть сегодня и государство расставляет приоритеты. Наша задача только найти хорошего абитуриента. Это нелегко. Но решаемо.
— В Тюменской области давно ощущается дефицит учителей по математике и физике. Сколько человек у вас на данный момент учится по этим специальностям? И какой процент выпускников пойдет работать в школы?
— Я бы к этому списку добавил географию, химию (особенно в сельских школах), биологию — все это очень непростые дисциплины и требуют соответствующей подготовки учителей. Отвечая на ваш вопрос, скажу, я больше чем уверен, что абсолютное большинство тех, кто пришел к нам на педагогическое образование, пойдут работать в школы. Потому что мы проводили большую профориентационную работу и мотивировали каждого абитуриента. Сейчас можно только гадать, но по настрою студентов и по качеству их знаний (а в прошлом году студенты, поступившие к нам в институт математики и компьютерных наук, выдали очень хороший результат), можно утверждать, что это был осознанный выбор.
В прошлом году мы набрали 25 математиков. В этом году планируем столько же. Если будут желающие обучаться на договорных местах, мы готовы добавить. Это только в рамках ТюмГУ. Но нельзя забывать, что у нас есть два специализированных вуза — в Тобольске и Ишиме — они тоже готовят педагогов.
— По каким специальностям вы будете готовить технические кадры? Где планируете брать преподавателей для политехнической школы? Не получится ли, что ТюмГУ будет перетягивать коллег из технических вузов?
— Глагол «перетягивать» — не совсем подходящий. Мы живем в современном мире, от конкуренции никуда не уйти. И мы спокойно относимся к тому, что наши преподаватели работают в других вузах. Равно как мы с удовольствием приглашаем профессоров из нефтегазового университета.
Основные направления подготовки в политехнической школе -специалисты в области промышленной экологии и биотехнологии, в нефтегазохимии и химических технологиях. Я думаю, нашими направлениями отчасти станут и нефтегазовое дело, и прикладная геология в части, которая касается математического моделирования. Потому что геология в чистом виде — не наш профиль, это, безусловно, нефтегазовый университет. Но сегодня очень многие производственные задачи решаются на стыке наук. Надо моделировать и работать с накопленными сложностями, с большими данными, иметь для этого соответствующее оборудование. У нас есть суперкомпьютер Менделеев, и к нам проявляют большой интерес научно-исследовательские нефтегазовые институты.
Мы от нефтегазового профиля никуда не уйдем потому, что это профиль нашего региона. Хотя он и не является единственным. Хочу сказать, что проект «политехническая школа» находится в высокой степени готовности, но еще не прошел производственных испытаний. Поэтому количество образовательных программ будет зависеть от их востребованности.
Мы хотим готовить только тех специалистов, которых работодатель будет готов принимать к себе. Мы с ним будем создавать программу, с ним определять перечень курсов и список преподавателей.
— То есть вы хотите сделать упор на целевые места?
— Особенность политехнической школы в том, что она будет готовить только по заказу предприятий. Она создается именно для того, чтобы профессиональное образование максимально приблизить к производству. В августе на попечительском совете мы презентуем школу работодателям, а уже в сентябре-октябре, думаю, начнем обучать по первым программам.