Служба спецучета: все под контролем
Согласно информации ФСИН России, по состоянию на 1 июля текущего года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится 675 тысяч человек. Из них в колониях и следственных изоляторах юга Тюменской области — около девяти тысяч человек.
Ежедневно кто-то выходит на свободу, отбыв свой срок до звонка или получив право условно-досрочного освобождения. Кто-то, наоборот, «заезжает». Кого-то по приговору суда отправляют из следственного изолятора в колонию. А кого-то этапируют из одной колонии в другую.
Если составить карту перемещения подследственных и осужденных по стране, то получится что-то наподобие карты авиаперелетов, испещренной множеством линий. В роли диспетчеров, контролирующих эти перемещения, выступают работники службы специального учета УИС. К слову, вчера у них был профессиональный праздник. Он не выделен красным в календаре знаменательных дат — вероятно, потому, что узкоспециальный. Собственно, как и сама служба. Даже у самих виновников торжества не всегда хватает времени, чтобы отметить праздник.
— Начальство и коллеги нас, конечно, поздравляют, — говорит старший инспектор группы спецучета УФСИН по Тюменской области майор Галина Овцеводова. — За несколько месяцев до праздника приходит также запрос из ФСИН России о лучших работниках, которых стоит поощрить. Вот, пожалуй, и все, чем знаменательна для нас эта дата. В остальном — такой же обычный рабочий день. Заключенным-то все равно…
Уголовно-исполнительная система построена таким образом, что ее работникам в дни профессиональных праздников не приходится рассчитывать на поздравления от подопечных. Как ни крути, а находятся они по разные стороны баррикады. По крайней мере, заключенные считают именно так.
— Хотя с какой стороны на это посмотреть, — вносит уточнение Галина Петровна. — Мы бьемся как раз за соблюдение прав подследственных и осужденных. Следим за законностью содержания в СИЗО — чтобы не были нарушены сроки пребывания там подследственных. А с того момента, как осужденный попадает в исправительную колонию, держим на контроле день, когда он должен выйти на свободу.
По словам Галины Овцеводовой, вот эти-то «освободительные» дни в их календаре как раз и отмечены по-особенному, чтобы — не дай бог! — не пропустить их. Сотрудники службы специального учета постоянно находятся под дамокловым мечем. уголовного наказания. Такой жизненный каламбур: если не выпустишь осужденного в положенный день, то сам окажешься под следствием.
— Во время работы в группе спецучета женского СИЗО-4 у меня были случаи, когда я до позднего вечера дозванивалась до следователей, которые ходатайствовали в суде о продлении сроков содержания подследственных под стражей, — вспоминает Галина Овцеводова. — Ведь если суд по какой-то причине не продлит этот срок, мы обязаны без промедления отпустить человека.
Несмотря на, казалось бы, кабинетный род деятельности, работники службы спецучета — те люди в УФСИН, которых разбуди хоть среди ночи, они точно знают, где в конкретный момент находится тот или другой заключенный. Даже если он на этапе, трясется в столыпинском вагоне.
Кстати, по поводу этапов: в группу спецучета валом поступают письма с просьбами от осужденных перевести их поближе к дому.
— Не буду говорить обо всех -люди разные. Но большинство пишут слезливые прошения, как под копирку: дескать «мне надо быть ближе к дому, потому что мама старенькая, больная и ей трудно. возить для меня передачки в другой город». Вот такая забота о мамах, — продолжает моя собеседница. — Родственники заключенных тоже часто обращаются к нам с подобными просьбами. Но бывают ситуации, когда пойти навстречу не представляется возможным. Потому что в Тюмени, например, есть колонии не для всех категорий осужденных — их направляют в другие города области.
… Еще один огромный пласт работы, который ложится на плечи сотрудников спецучета, — это оформление паспортов сидельцам. В среднем, ежегодно в исправительные колонии юга области попадает до тысячи человек без удостоверения личности. По закону, выйти на свободу они должны с новеньким паспортом.
— Иногда, чтобы оформить паспорт, нам приходится разыскивать свидетельство о рождении человека. Затем необходимо подтвердить его гражданство… Процедура усложняется во сто крат, если человек родился не в нашем регионе, — рассказывает моя собеседница. — Тем не менее, всю эту информацию мы в большинстве случаев находим, как бы сложно ни было.
Тем обиднее, что многие осужденные, выйдя на свободу, выхлопотанные с таким трудом паспорта. теряют. А потом снова попадают в колонию, где им снова выправляют документы. Ни дать -ни взять, круговорот паспортов в природе.
Не прошло незамеченным для сотрудников спецучета и присоединение к России Крыма и Севастополя. Тогда пришлось поднимать документы всех граждан Украины, отбывающих наказание в лагерях нашей области, — чтобы вычислить среди них крымчан и севастопольцев, которые, как и их вольные земляки, должны получить российское гражданство.
… Но особо жаркая пора в отделах спецучета была в период президентской амнистии. Провести выборку осужденных, на которых распространяется действие амнистии, — не самое сложное. Куда сложнее объяснить сидельцам, которых амнистия не касается, почему их не отпускают на волю.
— Обычно осужденные узнают об амнистии, когда о ней еще даже по телевизору не говорят, — рассказывает Галина Петровна. -Соответствен но, и н формаци я передается из уст в уста и обрастает слухами и мифами. Конечно же, каждый, даже если осужден по тяжкой или особо тяжкой статье, примеряет амнистию на себя и заранее собирает вещи. А когда желаемого не происходит, они начинают писать нам жалобы. Есть даже постоянные «писатели». Их личные дела хранятся в коробках -такие толстые.
Поступает в группу спецучета и много ходатайств о пересмотре срока — например, когда речь идет об изменениях, внесенных в ту или иную статью Уголовного кодекса. Эти прошения сотрудники УФСИН направляют в суд.
Иной раз срок — ввиду поправок — сокращается всего-то на несколько дней. Но и эти дни, приближающие к свободе, для осужденного очень важны, говорит Галина Овцеводова.
А что важно для нее и ее коллег?
— Важно решить поставленную задачу и выполнить то, что на первый взгляд кажется невыполнимым, — отвечает она. — Вот, например, пришла к нам с проверкой прокуратура, не выявила никаких нарушений или недочетов, и понимаешь, что не зря делаешь свою работу.
***
фото: Галина Овцеводова обычно встречает праздник на рабочем месте.