X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Семьсот тысяч в одной лодке

Каждый год накануне Дня города в конференц-зале редакции глава администрации Тюмени встречается с журналистами «Курьера». Идет открытый и откровенный разговор о нашей с вами — городской! — жизни. О том, что свершилось и что планируется. Что у нас получается и что не очень…

В этот раз к разговору присоединились и читатели газеты. На часть ваших вопросов, уважаемые читатели, Александр Моор ответил, остальные забрал с собой, пообещав вернуть вместе с ответами.

Александр Викторович отказался от вступительной речи — его подробный отчет депутатам городской Думы 21 июня был опубликован в «Тюменском курьере».

КУРЬЕР: Наверное, правильно считать, что все мы — отцы города и рядовые горожане — сидим в одной лодке. Да, у каждого — свое весло, но усилия складываются в общие результаты. И день города — наш общий праздник. С какими чувствами вы встречаете его?

МООР: Тот, кто приглашен и участвует в празднике как гость, — испытывает одни чувства, а если ты -тот, кто приглашает и организует праздник, — ощущения другие. Конечно, мы на полном ходу, мы надеемся, что к 24-25 июля и погода наладится. Хотя я не помню в последние годы такого Дня города, который бы прошел при идеальной погоде. Помните, как маскарад шел босиком по лужам? С другой стороны, что за жизнь без приключений? В то же время День города -самый разгар ремонтных работ. И даже при подготовке к празднику без него — никуда. Все смешалось…

КУРЬЕР: Один из читателей в опросе сказал: «Я думаю о городе с точки зрения международного положения…» С этой точки зрения, сократятся ли у нас бюджеты на праздники? Мы станем скромными и будем босиком ходить по лужам? Не будет ни ледовых городков, ни карнавалов?

МООР: И сегодня наш бюджет на проведение праздников взвешенно-просчитанный. Мы не позволяем себе приглашать дорогостоящих артистов из Москвы и из-за рубежа. Все праздники проводим силами наших творческих коллективов. Тем более что они во многом не уступают приглашенным. Мы должны давать тюменцам возможности для роста, возможность показать себя на сцене. Нам есть из чего выбирать. Поэтому даже когда деньги есть, мы подходим к проведению праздников разумно, и при этом ни по качеству, ни по самим эмоциям праздник ни в чем не уступает. В жизни всегда должно быть место праздникам. И мы будем их делать. И ледовые городки зимой будут -чуть поменьше, чуть подешевле. Но будем взвешенно ко всему подходить.

СЕГОДНЯ И ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ

КУРЬЕР: Вы видите город как управленец и как житель. Какие перемены за прошлый год вы хотели бы отметить?

МООР: Перемены ощущаются через определенные промежутки времени. Например, при объезде города по выходным. Приехал в субботу на объект, где ведут благоустройство двора, а через неделю в этом дворе уже асфальт. А на строительстве детского садика за семь дней столько изменится! И в такие моменты я ловлю себя на мысли, что если бы менял профессию, то стал бы строителем. Я получаю удовольствие, когда эта гора стройматериалов превращается в дома, дороги, мосты… Все меняется в городе, строится. У меня хорошее пространственное 3D воображение, и я иногда представляю, что еду лет через 10 по объездной и вижу, каким, например, будет район ТЭЦ-2. Совсем другой город.

КУРЬЕР: У нас как раз такой вопрос читателя — «Что появится через 10 лет в городе?» О чем горожане еще не знают?

МООР: Трудно сказать… Большинство, благодаря в том числе и «Тюменскому курьеру», знает обо всем. Очевидно, что город будет развиваться на юг — за объездную. Тут и гадать не надо — все земли расторгованы, есть понятные сроки и объемы. Есть и планы, и проекты большого строительства в районе аэропорта Плеханово. Но, например, начало строительства многофункциональной спортивной арены — вопрос финансовый, мероприятие это дорогостоящее. Но если говорить о 10-летней перспективе, думаю, такой комплекс появится. Есть возможности рекультивации застроенных территорий города — частного сектора. Есть перспективы развития в сторону Тобольского тракта.

КУРЬЕР: Строится много, а желающих жить в новых домах достаточно?

МООР: Конечно, когда новые дома сдают, они не полностью заселяются. Но новые квартиры все равно будут заселены, на это есть статистическая основа: ежегодно город прирастает на 20 тысяч человек. Здорово, что у покупателей недвижимости появляется не только выбор, но и формируется определенная потребность: не покупать, что попало, а чтобы были благоустроенный двор, дороги, детские сады, школы, социальная инфраструктура.

Галя Безбородова

КУРЬЕР: Сколько к 428-му дню рождения города нас, тюменцев?

МООР: На 1 января нас было 680 тысяч. В конце 2014 года уже будет около 700 тысяч.

КУРЬЕР: Часто приходится слышать от родителей, что есть стадионы, катки, кинотеатры, но интеллектуальных центров — планетарий, дендрарий или какие-то технические музеи, — куда бы можно было повести ребенка, не хватает.

МООР: Соглашусь. Но застройщики тоже должны менять менталитет, с точки зрения комплексного подхода к строительству. Иногда нам говорят, что у нас нет столичной жизни… Но еще 20-30 лет назад мы и мечтать не могли о том, что будет сегодня. Конечно, хочется большего и быстрее. Но есть закон: появляется спрос — начинает формироваться и предложение. У Тюмени есть шанс стать по-настоящему столичным и современным городом.

КУРЬЕР: В тему вопрос читательницы Натальи Кузьминой: «Будет ли в ближайшую пятилетку построена еще одна поликлиника в Заречной части города? Сейчас буквально битва за талон к врачам».

МООР: В Заречной — нет. Но первая поликлиника там отремонтирована, в августе мы откроем дополнительно отделение женской консультации. Зато в микрорайоне Восточный-2 ситуация просто катастрофическая. И мы будем там делать проект большой поликлиники, может, даже больше, чем на Московском тракте.

О ТРАНСПОРТЕ И СПОРТЕ

КУРЬЕР: Вы говорили о развитии города в сторону Тобольского тракта. Но автобусом доехать туда после 20 часов люди не могут. Проблема как-то будет сниматься?

МООР: Пока мост по улице Мельникайте не расширим — туда нельзя пускать большие автобусы. Либо когда будет построен мост с новой развязки со Старотобольским трактом на Лесобазу, на улицу Дамбовскую. А еще перебои связаны с тем, что ту часть города обслуживают частные автобусы, и после 20 часов они ведут себя просто по-хамски. Мы ведем с ними претензионную работу, штрафы выставляем. Можно, конечно, расторгнуть с ними в судебном порядке договор, но все равно пока сможем поставить туда только автобусы малой вместимости. Не все частные перевозчики плохие, есть и добросовестные.

КУРЬЕР: А может, их поощрять?

МООР: За то, что они выполняют свою работу?

Галя Безбородова

КУРЬЕР: Но есть еще и поощрение как форма публичного признания. Например, «Самый точный маршрут».

МООР: Ну если им это будет как-то душу греть. Давайте попробуем через вашу газету. Мы готовы дать информацию по самым лучшим водителям. Тем, что ни одного маршрута не сорвали. Сделаем Доску почета частных перевозчиков. А может, мы и плохих будем показывать? И напишем: «Их разыскивают пассажиры».

КУРЬЕР: Интересны ваши впечатления от чемпионата мира по футболу. Почему футбол выигрывают маленькие страны, а большие с большим населением, где тысячи мальчишек гоняют мяч, проигрывают?

МООР: Чемпионат был очень противоречив и очень груб. Мне кажется, такого чемпионата не было, чтобы так косили людей — в спину, по ногам, в голову… Это уже просто хоккей! Посмотрите, сколько команд вылетело. Но есть одна закономерность. После 2006 года, когда немцы у себя на чемпионате не смогли выиграть, они приняли ряд решений — простых, но эффективных. Сегодня в Германии 350 футбольных школ. И в клубах, которые играют в высшей лиге, должно быть восемь игроков из местных команд… Прошло два цикла, и сформировали команду не звезд, но звездную команду. Думаю, что это результат работы всей системы. Да, у нас много мальчишек талантливых, у нас юношеская сборная — чемпион Европы. Но где эти парни? Куда они все делись? Открою вам секрет: департамент по спорту провел исследование 16-ти тысяч спортсменов по всем видам спорта и проанализировал уровень подготовки. Угадайте, какой вид спорта показал худшие результаты? Самый низкий коэффициент физической подготовки — у футболистов. Как проходят тренировки? Мяч кинул — и бегай. А где развитие физических качеств? Почему ни один наш футболист не может играть в европейском футболе? Он не готов играть, не готов к соблюдению режима. А как в хоккее, например, шестилетних мальчишек тренируют? Они занимаются чуть ли не по шесть раз в день, а должны в этом возрасте — три раза в неделю по 40 минут. Поэтому они и становятся потом кособокими на одно плечо. А в 20 лет сердце останавливается во время матча. Так что эффективность — вопрос методологии. Играют, как умеют.

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?

КУРЬЕР: Каждое лето в городе идет активная подготовка к отопительному сезону. Но хочется узнать, какая ситуация в домах, которые пострадали в прошлом году от аварии на теплотрассе по улице Харьковской? Готовы ли они?

МООР: Дома к отопительному сезону всегда готовы. Но у некоторых жителей понимание готовности такое: не должно быть аварий! Инциденты всегда будут. Никто не сможет гарантировать, что и в эту зиму какой-нибудь сантехник где-нибудь что-нибудь забудет сделать. Готовность к зиме это еще и вопрос действий конкретных людей.

Галя Безбородова

КУРЬЕР: У нас есть вопрос, который задала по этой же теме Юлия, домохозяйка: «Кто следит за деятельностью управляющих компаний и как на них повлиять?»

МООР: Хороший вопрос. Большинство почему-то считает, что на управляющие компании кто-то должен влиять. Сегодня конструкция законодательства другая. Самый главный по дому теперь собственник. Жильцы — главные. Как они могут защитить свои права? Жаловаться в жилищную инспекцию, которая контролирует исполнение управляющими компаниями условий договора. Если это муниципальные помещения — есть муниципальный контроль. Если в доме есть муниципальное жилье, и жалоба к нам на действия управляющей компании поступает, мы в течении пяти дней должны подтвердить либо не подтвердить исполнение условий договора. Если факт подтверждается -собрать общее собрание жильцов и поставить вопрос о смене управляющей компании. Так прописано в законе. Мы не можем кого-то заставить, мы можем только провести общее собрание жильцов. Но решать будут они. Ставится сейчас и вопрос о лицензировании управляющих компаний. Пока там, как в любом нововведении, есть вопросы, но в целом это должно упорядочить рынок.

КУРЬЕР: Растет ли, на ваш взгляд, у жильца конкретного дома, у жителя города чувство хозяина?

МООР: Если и изменяется, то очень медленно.

КУРЬЕР: Лет пять назад был всплеск деятельности квартальных. Но сейчас квартальных стало не видно во дворах.

МООР: Количество квартальных за пять лет не изменилось, и они всю ту же самую работу выполняют. Но раньше до них доводили планы по количеству штрафов, я эту практику отменил. Если есть нарушение — оно должно быть наказано. А когда были планы, был очень высок процент оспаривания таких решений. На штабе по административной практике мы обучаем квартальных составлению документов, чтобы в случае обжалования наши решения устояли. Неоднозначный ответ и на вопрос: «Что значит видеть работу квартального?» Можно каждый день мозолить глаза, имитировать деятельность. К сожалению, у квартальных достаточно высокая текучесть кадров. Работа-то тяжелая.

РАЗВЯЗКИ, РАЗВЯЗКИ, РАЗВЯЗКИ…

КУРЬЕР: Хочется вернуться к перспективам развития города. В частности строительства развязки по улицам Запольной-Чернышевского?

МООР: На объекте по Запольной-Чернышевского прошла процедура публичного обсуждения. Теперь мы разместим этот проект на аукцион. В планах есть и очень важная развязка на Маяке возле закрытого переезда в районе аэропорта Пле-ханово. Основной упор пока на развязке на объездной по улице Монтажников. Проектируем также Широтную-Монтажников, чтобы сделать прямой ход по всей улице Монтажников с выходом на улицы 50 лет ВЛКСМ, Республики и 50 лет Октября. Уже в проекте развязка на Мельникайте-объездной и проектируется вариант — объездная, виадук через железную дорогу и поворот на Утешево. Будет и корректировка моста на Мельникайте и дальше расширение на Мельникайте-Дружбы, чтобы там т-образный перекресток не был пробкой. И смотрим всю Мельникайте насквозь, чтобы она стала широкой прямой дорогой, в том числе и на пересечении с улицей Республики…

КУРЬЕР: В городе не хватает ливневок. Даже не на всех магистральных улицах есть ливневки.

МООР: Все улицы, которые мы сейчас проектируем для ремонта, будут с ливневками. Ни один современный город не может таковым называться без ливневки. Мы проектируем, а качество проектных работ очень низкое. Одесская давно просится на расширение. И Комсомольскую мы не фрезеруем, потому что ждем проектов. А работа над ними уже два года продолжается. Пойти в суд? Еще потерять время, но, может, хоть что-то тогда начнет двигаться.

ГОРОД, В КОТОРОМ УДОБНО ЖИТЬ

КУРЬЕР: Еще вопрос читателя: «Есть ли у городских чиновников желание и возможность сделать Тюмень удобной для разных категорий горожан — пешеходов, автомобилистов, велосипедистов, людей с ограниченными возможностями, мамочек с колясками?.. » На какой город мы хотели бы быть похожим?

МООР: Мэр города Богота говорит, что город должен быть, в первую очередь, дружелюбен (в порядке очередности): к пешеходам, общественному транспорту, а затем уже к автомобилистам. Он говорит: «У всех людей права одинаковые. Поэтому, если в автобусе едут 100 человек, то и прав у них в сто раз больше, чем у того, кто сидит один в автомобиле». Сегодня все наши города, и Тюмень, в том числе, развиваются так: сначала все надо сделать для автомобилистов, а уже потом для пешеходов. Но у меня есть огромное желание, чтобы мы стали городом удобным для всех: и пешеходов, и для автомобилистов, и для велосипедистов, и для мам с колясками, и для тех, кто передвигается на автобусах, — кстати, такой способ передвижения в сто раз дешевле.

Галя Безбородова

КУРЬЕР: Сейчас город вступил в рекреационный проект по Гилевской роще, не закончив другого, по Текутьевскому кладбищу. Его предполагалось превратить в мемориальный парк. Теперь он крапивой зарастет?

МООР: Решения по Текутьевскому парку никогда не были подкреплены деньгами. Проект по Гилевской роще не столь масштабен, его легче финансировать. Все предложения выдвинуты жителями, никаких грандиозных и затратных мероприятий они не предполагают. Приведем все в порядок, и жители могут Гилевскую рощу использовать. А Текутьевское пока отошло на второй план, там и проектная стоимость была около 200 миллионов рублей.

КУРЬЕР: Существуют ли в Тюмени частные школы? Ведь недостатки, которые сейчас есть в системе российского образования, могут отозваться эхом в будущем.

МООР: В Тюмени результаты, например, по ЕГЭ неплохие, особенно по русскому языку, с математикой чуть хуже, но здесь ситуация другая. У меня мама всегда преподавала в старших классах и говорит, что ЕГЭ по математике сейчас необычайно трудный. Что говорить о школьниках? А вот на качество ЕГЭ по русскому языку влияет и вся наша жизнь, и вся система образования. Большинство детей уже надо силком заставлять читать. Но отмену сочинения я считаю абсолютно неправильной.

КУРЬЕР: Некоторые учителя и руководители тюменских кружков считают большим упущением, что из школьной программы убрали один час в неделю занятий краеведением. Может, стоить его вернуть?

МООР: Надо отталкиваться от цели, чтобы находить инструменты ее достижения. Может быть, и не надо час в расписание возвращать. Это вопрос организации внеклассной работы и дополнительных образовательных мероприятий, которые проводятся.

КУРЬЕР: А конкурс «Я знаю о Тюмени все» заполняет краеведческую нишу?

МООР: Конечно, заполняет. Идея его очень хорошая и правильная. Таких бы проектов побольше. Но сегодня дети очень прагматичны. Какие им надо для поступления предметы знать, тем они и будут заниматься. Остальным — только для того, чтобы оценки получать. И здесь надо продумать, как с детства у них привить интерес к краеведению. Этого сложно добиться введением одного часа краеведения в школьном расписании. Стандартный способ мышления может и не привести к желаемому результату.

КУРЬЕР: Как вы думаете, отличники могут надеяться, что ЕГЭ отменят? Они больше других от него страдают. У них иногда результаты ЕГЭ получаются ниже, чем у троечников.

МООР: Мне как отличнику трудно понять эту ситуацию. Может, отличник от троечника отличается уровнем переживаний? Троечнику все равно. А отличник боится ошибиться, написать не на пятерку. Я от переживаний только один раз сдал экзамен на 4 — при поступлении в институт. ЕГЭ вряд ли отменят. Другое дело, его могут адаптировать.

Вот такой, может быть, пестрый получился разговор. Не только про «горячие точки». А про городскую жизнь. Прелесть города в том, что в нем должно быть и удобно, и приятно, и красиво.

Вопросы задавали Инна Горбунова, Мария Самаркина, Рита Мединцева, Рафаэль Гольдберг, Дмитрий Зайцев, Василий Коньков, Владимир Танков.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта