Диспетчер всех «горячих точек»
Диспетчер Тюменских тепловых сетей Андрей Камаев стал лучшим в России. В личном зачете он победил на всероссийских соревнованиях профмастерства.
Соревнования проходили на базе Ставропольского учебного центра при поддержке министерства энергетики Российской Федерации. Четыре конкурсных дня сотрудники энергетических компаний состязались в теоретических знаниях, в практических навыках, в умении быстро и четко действовать в аварийных ситуациях. Команды зарабатывали баллы и за быстроту, и за безошибочность ответов. В итоге сборная компании «Фортум», которая состояла из четырех представителей Челябинска и одного тюменца, завоевала серебро. А этот единственный тюменец — Андрей Камаев — в личном зачете взял золото. Победа, конечно, громкая, но, считает Андрей Анатольевич, зазнаваться поводов нет. Да и времени тоже. На смене некогда думать о посторонних вещах.
Диспетчер, как охотник, должен быть постоянно сконцентрирован. Чуть отвлекся, и можешь упустить момент принятия решения.
Брать ответственность на себя, не терять головы в экстремальных ситуациях, владеть собой, своими нервами, даже если кругом кипят страсти, Андрей научился еще в армии, в воздушно-десантных войсках.
— Армия развернула мою жизнь на 180 градусов, — рассказывает Андрей. — Мозги по-другому стали работать. После школы я поступил в колледж N 16. Получил среднее юридическое образование и считал, что быть юристом — это круто. Но прослужил годик в десанте и понял, что «белый воротничок» -не мое. Захотелось настоящим делом заниматься, а не бумажки перекладывать.
Когда демобилизовался, диплом отложил и начал искать работу. Решил, что пойдет в слесари. Не в те, что в тепле трудятся, а те, что на «горячие точки» — на порывы -выезжают. И неважно, что на дворе стоял февраль — совсем не сезон, чтобы такое дело начинать.
Вакансия отыскалась в Тюменских тепловых сетях. Обычно новичков на серьезные порывы в первое время не допускают, месяц дают на обучение. Но для Камаева четырех недель стажировки не потребовалось. Сказался опыт — слесарничать и плотничать его с братом научил отец. Да и к наставнику его прикрепили толковому — Андрею Бортулеву. Разница в возрасте у них была лет 15, но понимали друг друга с полуслова. Не геройствовали, а просто делали свое дело в предлагаемой ситуации. А слесари тепловых сетей ее не выбирают.
Два с половиной года Андрей Камаев познавал специфику тюменской энергетики с самых низов. Но потом, говорит, захотелось изучить ее более широко. Камаев поступил в строительную академию на специальность «теплогазоснабжение и вентиляция». Потом написал заявление о переводе в диспетчерскую службу. Не потому, что устал лазать по котлованам, просто у диспетчера и ответственность, и масштаб работы, по его мнению, — другие.
— Работа диспетчера, как высшая математика, — говорит Андрей. — Здесь каждый день решаешь задачи со многими неизвестными. Одной теории недостаточно. Надо самому узнать, из чего порыв состоит, в каких условиях его приходится ликвидировать.
Но и в диспетчерской службе есть своя иерархия. Первая ступень — диспетчер по внутридомовым сетям и работе с потребителями. Именно эти специалисты отвечают на разгневанные звонки жителей и принимают на себя первый удар «народного возмущения» в случае отключения тепла и горячей воды.
— Психология, технологии общения, конечно, помогают, но главное — опыт работы, — уверен Камаев. — Через год-другой к любой агрессивности привыкаешь и вырабатываешь свои собственные навыки разговора по телефону. Кому-то надо дать выговориться, кому-то несколько раз объяснить.
Интересно, что по наблюдениям Андрея, с «женскими звонками» работать проще. Женщины способны признаться, что они чего-то не понимают. Мужчинам это сделать тяжелее, и, если уж они пришли к какому-то мнению, — их трудно переубедить.
Иногда приходится и диспетчерам произносить так знакомую всем фразу: «Мы разбираемся». Это не отговорка, уверяет Андрей. События могут порой развиваться слишком быстро. И даже специалистам может не хватить времени, чтобы по горячим следам объяснить, что же происходит. Да и для диспетчеров главное не слова, а дела. Быстро принять единственно верное решение. И воплотить его в жизнь. А для этого недостаточно, как некоторые думают, нажать одну кнопочку. Ликвидация любой внештатной ситуации — целая цепочка действий, выполнить которые надо в строгой последовательности. Одно резкое движение — и все может пойти не так…
Тренировка таких навыков является одним из важнейших элементов профессиональной подготовки диспетчеров. Они отрабатываются постоянно и в теории, и на практике — на курсах повышения квалификации, на корпоративных соревнованиях. Задание с заранее подготовленной «легендой» стало основным и на всероссийском конкурсе.
Андрею выпала такая ситуация: зима, 30-градусный мороз, авария на тепломагистрали, повреждение устранено оперативно — можно начинать запуск теплоносителя. Но делать это надо осторожно, с учетом всех особенностей схемы теплоснабжения города (она составлялась, как легоконструктор). Так, чтобы не допустить резких перепадов давления и новых повреждений. На выполнение задания давался час. Уложиться в это время смог только Андрей. Хотя соперники, что называется, дышали ему в спину. Ближайшего преследователя из Санкт-Петербурга он опередил всего на 15 баллов из 400 набранных. В легкой атлетике такой отрыв назвали бы «доли секунды».
— Я очень нервничал, — признался Андрей, — но знал: если ошибусь — подведу всю команду. Кстати, только в диспетчерской я по-настоящему почувствовал, что такое груз ответственности. Он не сравнится даже с тем, когда на морозе работаешь на порыве теплотрассы. Там ты видишь только часть проблемы. Здесь — отвечаешь за весь город.
***
фото: Специалисты компании «Фортум» устраняют порыв на магистральной теплотрассе;Андрей Камаев на рабочем месте.