X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Огород легенды уголовного розыска

Я усаживаюсь за стол напротив легенды тюменского уголовного розыска, 90-летнего юбиляра Петра Павловича Бабанина, всем своим заинтересованным видом показывая, что готова слушать про грабителей, убийц и беглых зеков, которых Бабанин в свое время ловил пачками…

— Вы у него лучше про помидорчики с огурчиками спросите, которые он у себя на балконе выращивает. Отменные огурчики, должен вам сказать! — спутывает мои планы ветеран уголовного розыска более младшего поколения Борис Антропов.

Оказывается, на пенсии Петр Павлович действительно занялся огородничеством, решив таким образом компенсировать недостаток спокойной размеренной жизни, о которой в годы службы в милиции мог только мечтать. Тогда было не до грядок, жену бы с дочками поцеловать в перерывах между задержаниями. И то хорошо.

— Мы жили в доме рядом с железнодорожным вокзалом — здесь же, рядом, был и отдел линейной милиции, в котором я работал, и детский сад, — рассказывает Бабанин. — С утра детей в садик бегом заводил, а сам — на службу. Официально рабочее время у нас было с 10.00 до 17.00, перерыв, а потом снова смена — с восьми вечера и до часу ночи. Да только в час домой никто еще и не возвращался — у бандитов-то свой график был, и согласовывать его с нами они, понятное дело, не собирались.

На службу в транспортную милицию (стоит уточнить, что в первые годы работы Бабанина в правоохранительных органах это подразделение было не при милиции, а при Министерстве госбезопасности) Петр Бабанин попал практически сразу после фронта. В оперативную работу погрузился сразу же с головой — несмотря на ранение, которое принес с поля боя.

Галя Безбородова и из архива Бабанина

— Потому что отдыхать некогда было — знаете, какой разгул преступности после войны был! — продолжает Бабанин. — Особенно, когда Берия объявил широкую амнистию — что тогда началось…

— Сейчас даже подобное представить невозможно, — присоединяется к беседе еще один ветеран и Великой Отечественной, и МВД Иван Максимович Сидоров. — А ты вспомни, Петр, вспомни, как вы по поездам зеков собирали!

Линейные милиционеры обеспечивали безопасность поездов, сопровождая их по всему маршруту следования. В команду входило три сотрудника правоохранительных органов. Это при том, что после амнистии из магаданских лагерей через Владивосток в нашу сторону ехали сотни освобожденных, среди которых были, конечно, люди разные — в том числе немало отъявленных уголовников.

— Помню, один раз мы заходим в мягкий вагон, открываем купе, а там целая толпа зеков, — они выгнали пассажиров, а сами расселись на их местах, — вспоминает Петр Бабанин. — Что делать? Нас против них — всего трое, жулики выжидающе смотрят на нас, ухмыляются. А мы дверь прикрываем и — в соседний вагон, где моряки ехали. Ребята понимающие оказались — ремни поснимали, на кулак их намотали пряжкой вперед и пошли к зекам.

Бабанин говорит, что за полтора-два года они навели порядок. Особо рьяных обратно на нары отправили, тех, кто встал на путь исправления, под строгим контролем держали.

— Иной раз иду по улице, а навстречу мне какой-нибудь бывший «клиент», уже издалека расшаркивается: «Привет, гражданин начальник!» Что не говори, а в наши времена преступники уважали милицию, боялись.

Галя Безбородова и из архива Бабанина

После 12 лет службы на железной дороге Петр Павлович ушел в уголовный розыск. Там и работал до самой пенсии, зарекомендовав себя одним из лучших сотрудников подразделения, которому доверяли вести самые запутанные дела. Бабанин день в день помнит дату начала своей службы в органах — 6 апреля 1945 года и дату окончания — 7 мая 1974 года. Получается, отработал 29 лет и один месяц. На острие борьбы с преступностью.

… — Ну, это все понятно — жулики, бандиты, хулиганы, — отвлекается от нашего разговора коллега Бабанина Сидоров. — Ты мне лучше расскажи, как у тебя в этом году огурцы-то? Уже появились?

— В этом году, почему-то, цвести цветут, а плодов маловато.

— А у меня есть! Может ты их поливаешь не так? А надо вот как — слушай.

***
фото: Петр Бабанин и Иван Сидоров вспоминают о былом;Снимок сделан в Горьковской школе милиции, где Бабанин обучался с 1945 по 1947 год;Бабанин выдает замуж дочь.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта