Дороги нежданные и долгожданные
Активный сезон по строительству и ремонту дорожного полотна в Тюмени короток. И там, где строители идут по графику, объекты близки к завершению.
В избирательном округе N 13 в этом году отремонтируют шесть улиц. Цифра, вроде бы, и небольшая. Но, как отмечает депутат Александр Лейс, общее количество дорог и переулков, которые на Мысу и в Тарманах за последние шесть лет сменили грунтовые одежды на асфальтовые, приблизилось уже к двум десяткам.
Требуется, конечно, больше, но от пожеланий горожан до включения объекта в план ремонтных работ — дистанция немалого размера. Главная загвоздка в проектно-сметной документации: на разработку ПСД уходит минимум год, а если по проекту на улице предполагается еще и тротуар, то процесс затягивается до двух лет (на пешеходную зону необходимо проводить отдельную экспертизу).
Даже готовый и утвержденный проект не решает сразу всех проблем. А в некоторых случаях он их даже добавляет. Все зависит, считает Александр Лейс, от квалификации и опыта проектировщика. С учетом неизбежной смены поколений, второго компонента часто не хватает. Еще одно слабое место современного проектирования — недостаточная проработка на местности. В теории все может быть правильно и гладко, но на практике есть нюансы, которые трудно учесть, сидя в кабинете.
Невозможно однозначно ответить и на такой простой, казалось бы, вопрос: «Хорошо или плохо, что в городе остались грунтовки?» В большинстве случаев этот пережиток прошлого — безусловное зло, с которым надо срочно бороться. А иногда положенный асфальт настолько кардинально меняет облик микрорайона, что жители не принимают такие перемены. Тихие улочки становятся гоночными трассами, а ранее никому не известные проезды -магистралями с пробками и оживленным движением.
В этом году асфальтовым покрытием дорог в районе Мыса и Тарман занимаются три подрядные организации: «ТОДЭП», «Перестрой-ка» и «Промстрой». Все три компании, подчеркивает Александр Лейс, — с хорошей репутацией, с большим опытом. Но и у них бывают прорухи.
— Если с первого же дня начинаешь контактировать с подрядчиком, то он к замечаниям обязательно прислушается и фронт работ откорректирует, — говорит Александр Лейс. — В любом проекте есть ошибки. В смете даже предусмотрена обязательная строка: на непредвиденные затраты.
Например, подрядчики делали тротуар и в асфальт закатали березу, не оставив необходимой для дыхания дерева приствольной лунки. Или нарыли вдоль дорожного полотна глубокие кюветы, а ограждения не установили. Или отметка грунтовых обочин в некоторых местах у них получилась выше нового покрытия. Или дорогу сделали, а съезды к домам забыли. Если вовремя заметить такие недочеты, их легко устранить. Сложнее, когда у проекта есть принципиальные недочеты или нарушена технология выполнения работ.
Например, на одном из отрезков улицы Дачной подрядчик поторопился и не сдал щебеночное покрытие. Потом оказалось, что щебень недостаточно раскрыльцевали, то есть насыпали крупную фракцию, а средней и мелкой, которая должна заполнить пустоты между большими камнями и сделать дорогу более устойчивой, добавили недостаточно. Пришлось переделывать.
А на улице Журавлиной после ремонта дороги пришла беда, откуда не ждали.
— Нас тут всего 66 семей, — говорит местный житель Николай Правдин. — Многие уехали из города и поселились здесь, чтобы жить тихо и спокойно, а после асфальтирования наша небольшая улочка превратилась в дублер Тобольского тракта, со всеми вытекающими последствиями: пробками по утрам, гонками по вечерам и высокой интенсивностью движения днем. Раньше мы с колясками гуляли, а теперь из дома выйти боимся. Внук мне так и говорит: «Деда, а меня тут не задавят?»
Страдают и жители улицы Глинки.
— Кто такие проекты составляет? — возмущается Людмила Сахарова. — Почему они не приезжают сами сюда, не посмотрят, как мы здесь живем? Нам не нужна такая дорога. Нам не нужен пешеходный переход из ниоткуда в никуда. Мы жили здесь, как в деревне, а теперь оказались на оживленной трассе.
Большая часть работ по асфальтированию дорог на Мысу близка к завершению (на улицах Пятницкой, Венской, Ермака работы уже сданы под ключ). Депутат уверен, что в итоге все выявленные недочеты будут устранены. А на этой неделе на Мысу проведут выездное совещание по безопасности дорожного движения совместно с представителями ГИБДД и управы Ленинского округа
***
фото: Катя с улицы Глинки теперь с опаской выходит на улицу;Николай Правдин и Александр Лейс на улице Журавлиной;Хорошо или плохо, когда по проезжей части можно спокойно гулять?