X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Разбирая мамины фотографии

Что заставляет человека вспоминать? Записывать семейные истории и легенды, хранить память, передавать ее своим детям?

… Петр Лошманов рассматривает редчайший снимок 1939 года. На нем — первый выпуск женской группы помощников машиниста на тюменской железной дороге. В четвертом ряду третья слева — мама Петра Борисовича, Мария Михайловна Лошманова.

Собеседник на секунду задумывается над моим вопросом и отвечает:

— Вы вглядитесь в эти лица. Вот девушка на переднем плане, как она улыбается. Они ничего не просят: ни красивой одежды, ни вкусной еды. Они просят только, чтоб о них не забыли, — говорит Петр Борисович.

Перебирая старые фотографии, на которых есть изображение мамы — молодой и красивой, на Петра Борисовича нахлынули воспоминания о ней. Захотелось поделиться ими. С набросками на листах бумаги и с редкими снимками он пришел в библиотеку-филиал N 4 на улице Ватутина. А библиотекари познакомили с ним нас.

За столом в уютном зале библиотеки Петр Борисович ведет свой рассказ:

— Мать родилась в деревне Новый Бор в Ярковском районе. Семья была зажиточная, жили своим трудом, работали в поле. Женщины ткали, вышивали полотенца. Мама рассказывала, что были в хозяйстве свои лошади, три коровы, а баранов — тех вообще не считали. С приходом в деревню советской власти семью раскулачили. Мама моя была правдоруб. Ей не нравился новый порядок, поэтому однажды она собралась и отправилась в город на поиски лучшей жизни.

По тем временам это был смелый и удивительный поступок для девушки. В деревне ее не поняли. Говорили, что едет «на погибель». Было тогда Марии Михайловне 23 года.

В городе нужен был какой-то документ, хоть временная справка. А где такую получить? На трудной работе. Мария Михайловна устроилась на железнодорожный склад, получила комнату в общежитии и прошла курсы ликбеза. Затем в составе первой женской группы отучилась на помощника машиниста.

— После выпуска мать работала помощником машиниста на товарном поезде. Дистанция была Тюмень — Вагай и обратно, — рассказывает Петр Борисович.

В своих заметках он написал об этом так:

«Мать жаловалась на тяжелые условия труда. Нужно было загрузить углем тендер паровоза, залить воды в бак, зачистить топку, поддерживать огонь и давление пара в котле. За этим следил машинист и все время требовал поднять давление пара. Уголь был плохой, с большой зольностью, и приходилось крепко шуровать в топке. После поездки мать падала на кровать, как она говорила, — «без рук, без ног» и мгновенно засыпала.

Однажды, дело было зимой, мать заливала водой бак на тендере — это довольно высоко. Для заливки воды используется поворотная водяная колонка, массивное устройство. Поворачивает колонку и включает воду рабочий на земле. В тот раз это был молодой парень, и он решил подшутить. Выждал момент, когда мать отвернулась, и резко повернул эту колонку. Колонка ударила в спину матери, та, естественно, упала с верхотуры и попала в больницу с переломом руки. После этого не могло быть и речи о возвращении на паровоз, это чудо техники».

… В декабре 1941 года Мария Михайловна закончила шоферские курсы и получила водительское удостоверение. А в августе 1942 года с ней случилась такая история.

— В Тюмени формировался эшелон с грузовиками для фронта.

Маме нужно было перегнать автомобиль на товарную станцию Тюмень, погрузить на платформу, сдать автомобиль начальнику состава и вернуться в гараж, — рассказывает Петр Борисович. — Но водитель, которому надлежало ехать с этой машиной на фронт, не явился. Начальник эшелона по законам военного времени рекрутировал водителя, какой есть, то есть мою маму.

В разговорах с сыном Мария Михайловна вспоминала, что уже на линии фронта, на одной из дорог, на них налетела авиация. В машину попал снаряд, она загорелась, а женщина успела выскочить и чудом осталась жива. Надо было как-то возвращаться домой. На очередной железной дороге Мария Михайловна устроилась в санитарный поезд, который отвозил раненых в тыл, так и вернулась обратно в Тюмень.

Петр Борисович признает, что эта часть семейной истории туманна. В ней много неясностей. У матери не было карты с линией фронта и никаких других документов кроме водительских прав, поэтому ничем кроме ее рассказа эту историю подтвердить не возможно. Но факт, что с тюменской товарной станции отправляли на фронт автомобили — достоверен. В годы войны в городе остался десяток грузовиков, все остальные были переданы на фронт.

После войны Мария Михайловна устроилась на хлебозавод, встретила мужчину. Но Петр Борисович говорит, что отца своего знает только по имени и никогда не видел. Тот был из интеллигентной семьи, а мама — простая деревенская девушка, их семейное счастье не сложилось.

Одинокой молодой женщине с ребенком в послевоенное время приходилось непросто. На какое- то время она вернулась в Ярковский район.

Петр Борисович вспоминает:

— Когда мне было всего 1,5 — 2 года, мать вместе со мной на руках шла пешком из села Ярково до деревни Новый Бор. Была весна, половодье. Нужно было перейти вброд протоку. Я сидел на плечах у мамы, вода поднималась выше и выше. Только когда мы все-таки перешли протоку, я успокоился, можно сказать, выдохнул с облегчением. Вспоминая это, мать всегда смеялась. Я боялся, что меня могут обронить в воду, но не обронили.

Петр Борисович говорит, что теперь может увидеть своих детей и внуков, написать воспоминания о фотографиях времен 3040-х годов. Он надеется, что эти снимки могут быть интересными и другим людям. Может быть, кто- то откликнется, узнав на них своих родственников.

***
фото: Первый выпуск женской группы помощников машиниста, 1939 год;Удостоверение шофера Марии Лошмановой, 1941 год.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта