X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Ha пути к соборной мечети

Молитвенный дом соборной мечети Тюменской области ЦДУМ России. Начало строительства — 2003 год.

Решение о том, что в Тюменской области должна появиться соборная мечеть Центрального Духовного управления мусульман России, было принято в 2001 году. За этим к нам из Москвы направили полномочного представителя председателя ЦДУМ России Ильдара Зиганшина.

— На тот момент в Тюменской области существовало два духовных управления мусульман — областное и Азиатской части России. В свое время они вышли из состава центрального управления, и его, как такового, не стало, -рассказывает имам-мухтасиб. -Надо было возрождать заново.

… Для строительства новой мечети в Тюмени предложили на выбор 16 мест, одно из которых -это практически самый центр города, улица Мориса Тореза. Однако оценив ситуацию, Ильдар Зиганшин решил: здесь и так всегда оживленно, а если прибавятся и прихожане со всех концов города, из районов, а то и из соседних регионов (соборная мечеть призвана объединить юг области, ХМАО-Югру и ЯНАО), то случится настоящий коллапс. И это могло бы вызвать некоторое раздражение со стороны светского населения и представителей других религиозных конфессий.

— Я придерживаюсь того мнения, что религия должна быть скромной, — говорит Зиганшин. — В ней не должно быть нарочитости, какого-то эпатажа. Именно поэтому я, например, не поддерживаю молодых людей, которые, обучаясь в светских вузах, считают, что могут совершать намаз там, где им заблагорассудится, на глазах у всех. На самом деле, к этому нет такой необходимости. Для намаза можно — и это даже будет предпочтительнее с точки зрения ислама — выбрать укромное, безлюдное место, где ни молящийся не будет никому мешать, ни ему никто не помешает. Хотя это тема уже отдельного разговора. А что касается мечети.

Галя Безбородова

Другие участки, предлагаемые под строительство, которые Ильдар Зиганшин объезжал вместе с тогдашним главным городским архитектором Валерием Кулачковским, тоже не во всем годились: где-то надо было сносить жилые дома и отселять их жителей; где-то не было инженерных сетей; где-то была плохая транспортная развязка. Так и вышло, что земля на улице Мельникайте, по сравнению со всеми остальными вариантами, оказалась наименее обремененной различного рода проблемами. Хотя…

— Местность была сильно заболоченной, — вспоминает Ильдар-хазрат. — По дну Студенческого пруда, который располагается здесь же, проходит труба. Когда мы только приступили к строительству, ее прорвало. Во время ремонта выяснилось, что она долгое время давала течь, именно поэтому земля была сырой. После ремонта все болото высохло. Получается, что та авария на сетях произошла не во вред, а во благо, чтобы открыть нам проблему, которую требуется устранить.

Перед закладкой фундамента Зиганшин и те местные жители, которые узнали, что готовится строительство мечети, принесли в жертву барашка. Так положено.

— А еще надо было установить рядом со стройплощадкой молитвенный вагончик, — продолжает Зиганшин. — Вот, считайте, с этого вагончика все и началось.

Тогда вместе с имам-мухтасибом там практически неотлучно находился Вакифабы — дедушка из местных, и его жена. Они просто пришли на стройку и сказали: будем помогать, чем сможем! И по сей день эта пожилая чета при мечети — самые преданные ее прихожане.

Галя Безбородова

Изначально было понятно, что соборную мечеть сразу не потянуть — фонд духовного и культурного наследия «Сабыр», который был создан специально для сбора пожертвований на строительство, пополнялся не так активно, как хотелось бы. Поэтому проектно-сметную документацию оформили на молитвенный дом. Правда, и с ним не все просто получалось: был и беспроцентный кредит в банке (хозяин пошел на специальные условия); были и проблемы, связанные с возвратом этого кредита, — когда банк объявил себя банкротом; были и трудности газификации.

Пришлось столкнуться со сложностями и другого толка. Например, кто-то распустил слух, что на строительной площадке закопана… свинья. В общем-то, классика жанра — насколько знаю, подобный слушок распускают чуть ли не вокруг каждой строящейся мечети. «Доброжелателей» везде хватает.

— Ну, и строители иногда подводили, — говорит Ильдар-хазрат Зиганшин. — Я набрал бригаду из русских и татар. Многие пытались убедить меня, что лучше будет позвать таджиков, узбеков… Мол, они и строители хорошие, и, в то же время, мусульмане. Я ничего не имею против, но считаю, если мечеть возводится на тюменской земле, где исконно жили русские и татары, то они ее и должны строить.

Галя Безбородова

Строительство молитвенного дома продолжается и по сей день. В прежнем проекте сделаны поправки на расширение. В этом помогли студенты архитектурно-строительного университета. Они же вызвались нарисовать проект и будущей соборной мечети. Пока еще только решается, какой она будет.

Ильдар-хазрат говорит, что собирает фотографии самых красивых мечетей мира, чтобы впоследствии архитектор мог взять все самое лучшее от каждой из них.

…Но, думается, многим прихожанам полюбился именно небольшой, а от этого такой уютный молитвенный дом — с его приятным деревянным запахом, шершавыми бревенчатыми стенами, коврами, поскрипывающей под ногами лестницей и неизменным Вакифом-абы у входа, который приветствует всех дружелюбным: «Салам алейкум ва рахматуллахи ва барикяту!»

***
фото: Молитвенный дом на улице Мельникайте;К строительству привлекали лучших резчиков по дереву из Мордовии;Ильдар-хазрат Зиганшин;Мужской молитвенный зал

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта