X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Чтобы не было пробок под землей

Вчера начался четвертый этап гидравлических испытаний теплотрасс. Опрессовку не проходят пока только те магистрали, где ведется капитальный ремонт.

В этом году магистральных теплотрасс реконструируют чуть меньше, чем в прошлом (2200 метров). Но каждый такой метр строители обещают выполнить с учетом современных технологий. Стоит учитывать и масштаб работ. Ведь под реконструкцию выводятся трассы, состоящие из труб почти максимального в городском коммунальном хозяйстве диаметра — 700-800 мм. Сравниться с ними могут только метровые трубы центрального канализационного коллектора или водоводы, идущие на ТЭЦ.

Разводящие теплотрассы по сравнению с такими гигантами покажутся малышками — по диаметру они обычно вдвое меньше. Хотя в их ремонте тоже есть свои технические сложности, да и по протяженности их в городе на порядок больше. Но, несмотря на всю разницу между «большими» и «малыми», друг без друга они работать не могут: магистрали играют роль артерий, а разводящие трассы — капилляров.

Самый крупный объект реконструкции магистральных теплотрасс — участок по улице Володарского. Его протяженность 800 метров. И проходит эта трасса по самому центру города, в том числе, мимо здания правительства области.

Галя Безбородова

Смысл реконструкции здесь не только в том, чтобы заменить старое на новое. Главное — повысить пропускную способность. «Пробок» на пути теплоносителя, как на дорогах, конечно, не возникает, но если улица узкая, то, как ни регулируй движение, оно все равно стопорится. Интенсивное жилищное строительство приводит к тому, что тепла жилым домам требуется все больше. ТЭЦ готова бы его отдать, да теплоносителю не хватает простора, местами он плетется по узким «горлышкам» труб, как автомобиль в час пик. Особенно от недостаточной пропускной способности страдают те, кто находится в «хвосте» — дома Затюменки и Дома Обороны.

Диаметр теплотрассы по улице Володарского в этом году увеличат до 700 миллиметров. Ответственность, которая лежит на этом участке, такая, что здесь подрядчики компании «Фортум» используют сразу несколько передовых технологий. Герметичность каждого сварного шва проверяют ультразвуковым аппаратом, который называют «рентгеном» для металла.

Трубы прокладывают в ППУ-изоляции с установкой на стыках дополнительных датчиков влажности. При любой едва начинающейся утечке они подадут сигнал на пульт дежурного. По словам Айвара Ильясова, главного инженера Тюменских тепловых сетей, такой современной системой оперативного оповещения оснащено пока около 15 процентов коммуникаций.

Галя Безбородова

На этой же теплотрассе превентивно борются и с другой бедой, которая порой проявляется после ремонта подземных коммуникаций, — провалами дорожного полотна. Для уплотнения образовавшихся пазух применяют вибро-плиту и виброкаток. По словам строителей, на квадратный метр песчаного грунта механизмы воздействуют с усилием в 1,5 тонны. С этой же целью трубы не просто укладывают в лотки, как раньше, а накрывают сборным железобетонным каналом. Конструкции образуют единый монолит — и мышь не проскочит. И чтобы у такого домика для труб крыша не текла, на верхние плиты наносят двойной слой гидроизоляции.

Теплотрасса возле здания правительства области, которая проложена где-то в середине 80-х годов, преподнесла строителям неожиданный сюрприз. При вскрытии оказалось, что помимо основной трубы параллельно идет еще одна — не указанная ни на одной карте. Назначение этой резервной линии так и осталось загадкой. Полуистлевшие трубы рабочие предприятия «Интерполис» демонтировали.

Другие трудности ожидали подрядчиков, которые взялись за реконструкцию тепломагистрали по улице Тимирязева. Здесь работать мешают грунтовые воды. Прежде чем начинать прокладку предизолированных труб, строители монтируют попутный дренаж. Роль отвода грунтовых вод выполнит высокотехнологичная труба с перфорацией. Она будет пластиковая, а не металлическая, как раньше, поэтому не сгниет даже в переувлажненном грунте.

Галя Безбородова

Учитывая особенности объекта, выбирали и подрядчиков. Контракт заключили с питерской фирмой «Сантехсервис». В Тюмени она работает впервые, но, по словам Ильясова, пока к ней нет никаких нареканий.

Правда, с одним из подрядчиков договор все-таки пришлось расторгнуть. Для этого не потребовалось ждать долго — ни месяц, ни даже неделю. Всего четыре (!) дня. Не вышли рабочие на объект — упрашивать их не стали. Контракт расторгли и оперативно наняли другого подрядчика. Так что затягивания сроков ремонта магистральных теплотрасс не будет.

Порадует горожан и то, что при реконструкции магистралей в этом сезоне почти удалось обойтись без отключения потребителей. Только при реконструкции участка по улице Володарского горячей воды лишились 18 домов. Правда, сроки отключения удалось сократить.

С адресами других домов, отключаемых в ходе четвертого этапа опрессовки, можно ознакомиться на портале «Тюмень — наш дом» www.tyumen-city.ru.

***
фото: За ремонт этой теплотрассы отвечают строители из Санкт-Петербурга;В котловане по улице Тимирязева до сих пор стоит вода;Рабочие компании «Интерполис» готовятся к изоляции стыков;Так работает виброкаток или «шлеп-нога».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта