X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тюменский Пимен — это Александр Петру шин

Не спешите посмеиваться, коллеги и читатели. Ведь вам еще не пришлось держать в руках только что вышедшую книжку уважаемого полковника, как его называют у нас в редакции.

Но прежде чем перейти к доказательствам тезиса, вынесенного в заголовок, прошу вас припомнить начало драмы Пушкина «Борис Годунов». Помните? Келья в Чудовом монастыре, старый летописец беседует с молодым послушником, рассказывает ему «чему свидетель в жизни был» — а именно о событиях в Угличе, где был убит (по Пушкину) царевич Димитрий. Старец засыпает, а Отрепьев размышляет о сильных мира сего и усердных летописцах, которые продолжают писать о событиях так, как они происходили на самом деле.

Перечитывая новую книжку Петрушина (очерки, помещенные под ее обложкой, в разное время печатались большей частью на страницах нашей газеты), я задумался: о чем же она? О «Тюмени без секретов», как начертано на обложке терракотового цвета? Да. Но не только об этом.

Эта книга о многих событиях, которые происходили в нашей стране в XX веке. Событиях сложных, трагических, неоднозначных, толкуемых по-разному. Иногда из-за недостатка информации. Иногда из незнания документов. Иногда из конъюнктурных соображений. Иногда просто из нежелания прогуливаться по «лезвию бритвы».

«Тюмень без секретов» — не краеведческая книжка, хотя именно так ее называли присутствующие на презентации, видимо, цепляясь за традиционное упоминание об авторе — писатель-краевед. Да нет, ребята. Отставной полковник государственной безопасности Петрушин — историк. И по образованию. И по широте интересов.

Хотя бы пролистайте эту книгу.

Откроем ее и мы. Большевики-подпольщики в Тюмени (да, в Тюмени!) и их отношения со ссыльным Сталиным, будущим генсеком. Двадцатые годы и разгром Русской православной церкви, охота коммунистической власти за монастырским золотом («Ограбление Русской православной церкви» — формулировка Петрушина). Мистические упражнения верхушки НКВД — в тридцатые годы. Из тех же лет — местные политические процессы, которые эхом отозвались по всей стране — «покушение на тракториста Петра Дьякова» и «дело пионера Павлика Морозова». А чуть дальше — исследование подвига бойца штрафной роты, но объявленного комсомольцем, Александра Матросова (который и не комсомолец, и не Александр, и не Матросов -доказывает Петрушин).

Военная тема — одна из основных в творчестве Александра Петрушина — тоже никак не умещается в границах тюменского краеведения. И подвиг танкиста-тюменца Бугаева, экипаж которого в одиночку перерезал дорогу Киев — Житомир и вынудил фашистов броситься из Киева вон, оставив его невзорванным. И история бывшего генсека греческой компартии, спрятанного советской властью от товарищей по партии в сургутской ссылке. И трагедия Рижского ОМОНа, который до сих пор существует, но уже как ОМОН тюменский.

Широко пашет Александр Антонович. Мал ему, тесен тюменский окоем. Историческая школа покойного профессора Данилова учит видеть события во всех их многосторонних и многогранных связях и зависимостях. Написано пером (а если кто не знает, то в «Курьере» это знают все, — Петрушин до сих пор пишет рукой, начисто игнорируя всякие иные способы сохранения и передачи информации) — не вырубишь топором. И не вина автора, а уж скорее читателя, который еще не разыскал эту книжку. Не для того, чтобы немедленно переменить устоявшуюся точку зрения, но хотя бы задуматься о том, что есть истина?

Таков принцип Пимена: ты пиши, а читатели найдутся. Не сейчас, так после.

Итак, «Тюмень (и не только она) без секретов». Запомнили?

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта