На тюменских дорогах не все спокойно
В области увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. В первом полугодии 2014-го случилось 1439 аварий. Это почти на 16 процентов больше, чем было в аналогичный период прошлого года.
— У нас есть две серьезные проблемы, — рассказал на вчерашней пресс-конференции, посвященной тревожной дорожной ситуации в регионе, начальник областного УГИБДД полковник Геннадий Лоточкин. — Это дети и пьяные.
МАМА РАЗРЕШИЛА
А также пьяные… дети. Лично у меня с трудом укладывается в голове, но, по словам полковника Лоточкина, инспекторы довольно часто останавливают автомобили, которыми управляют подростки в состоянии алкогольного опьянения. На вопрос: «Откуда машина?», детишки отвечают: «От родителей!» Более того, при дальнейшем разбирательстве выясняется, что родители, действительно, не против того, чтобы их отпрыски — вопреки здравому смыслу, ведь многим таким «водителям» от силы 14 лет! -управляли машиной. Некоторые говорят: «У нас было другое детство, так пусть хоть у наших детей оно будет нормальным.» Увы, при таком раскладе у ребенка детства может не быть вовсе. Как и зрелости, и старости.
С начала этого года в области произошло 32 аварии с участием детей-водителей — они управляли машинами, скутерами, велосипедами. К счастью, погибших среди них нет, однако многие оказались на больничных койках с тяжелыми травмами.
— Возьмите те же мотики, — продолжает Геннадий Лоточкин. — Кто их покупает детям? Сами родители! Буквально на днях в Голышмановском районе в аварию попал 14-летний мальчик, который ехал на таком вот мотике. Даже после аварии мама подростка стояла на своем: она не запрещает сыну управлять небезопасным транспортным средством. Конечно, мы передаем информацию обо всех подобных происшествиях инспекторам по делам несовершеннолетних, и они вызывают родителей на комиссию. Но это уже после случившегося, а надо, чтобы таких случаев не было вовсе.
Геннадий Лоточкин много говорил о пропаганде безопасности дорожного движения. По его убеждению, несколько наладить обстановку с детскими автомобильными креслами удалось за счет того, что в СМИ регулярно публикуется информация о пострадавших детях, которые ехали в автомобилях без специальных удерживающих устройств. Сейчас, если верить статистике, родителей, рискующих жизнями своих маленьких пассажиров, становится все меньше -по сравнению с прошлыми годами. Вероятно, причина тому — не только широкое освещение вопроса в прессе и на телевидении, но и повысившиеся штрафы. За два штрафа (по три тысячи рублей —М.С.) можно купить отличное детское кресло. Выбор очевиден. По крайней мере, на взгляд трезвомыслящего человека.
ДУЕМ ВСЕ!
Воздействовать на пьяных водителей куда сложнее, потому как с трезвыми мыслями у тех напряженка. Как говорит полковник Лоточкин, на них не действуют ни повысившиеся штрафы, ни лишение прав, ни перспектива пересдачи экзамена. Количество пьяных аварий — их зарегистрировано 111 — увеличилось в этом году почти на 28 процентов. В результате этих ДТП 173 человека получили увечья, девять погибли.
При том, что ежегодно Госавтоинспекция ставит все больше заградительных фильтров: у кафе, ночных клубов, на выездах с загородных турбаз, дачных поселков, на федеральных трассах. За шесть последних месяцев в области выявлено около 7 тысяч водителей в состоянии алкогольного опьянения.
— Дачники возмущаются, что инспекторы «караулят» их на трассах и почти всех заставляют дуть в трубочку алкотестера, — рассказывает полковник. — Но это вынужденная мера: как показывает опыт, на 30 таких водителей-дачников -один обязательно пьяный. И он везет в город пассажиров.
Сотрудники ГИБДД условно разделили водителей, злоупотребляющих алкоголем, на две проблемные группы. Это молодые люди до 27 лет, которые обычно устраивают пьяные форсажи в городе. И мужчины от 45 лет, которые ездят пьяными по районам и дачным поселкам. Скажем, в магазин «за добавкой». В последнее время инспекторы с помощью беспилотника составляют карту таких маршрутов «от киоска до киоска». Там и дежурят.
Лучшего способа борьбы с пьянством за рулем, кроме как сплошные проверки, у нас пока не придумано (законодатели все никак не решатся привлекать пьяниц к уголовной ответственности и забирать у них машины).
Тем не менее, считает Геннадий Дмитриевич, пропаганда и здесь не помешала бы. На убежденных водителей-пьяниц воздействовать словом, конечно, сложно, но ведь у них, хочется верить, есть неравнодушные родственники, знакомые. Впрочем, большинство пьяных поездок совершается с молчаливого согласия этих самых родственников и знакомых, а то и по их просьбе.
ЕЩЕ ПРОБЛЕМА. И ЕЩЕ…
Как выяснилось в процессе общения Геннадия Лоточкина с журналистами, проблем на дорогах региона и, в частности, Тюмени гораздо больше, чем две. Правда, все они имеют общую природу: нежелание граждан руководствоваться законом и элементарными правилами безопасности.
Пешеходы протаптывают «народные тропы» через проезжую часть, велосипедисты ездят по пешеходным переходам, мотоциклисты нарушают скоростной режим.
— Что касается мотоциклистов, то на сегодняшний день мы убедили большинство из них зарегистрировать транспортные средства в соответствии с законом, — рассказал Геннадий Лоточкин. — Большую работу с водителями двухколесного транспорта проводят инспекторы мотоциклетного взвода.
А по мне, так впору созывать велосипедный взвод инспекторов ГИБДД. Велосипедистов становится все больше, только ни один из них не числится в отчетах автоинспекции оштрафованным.
Все потому, объяснил полковник, что на эту категорию участников дорожного движения все еще пытаются воздействовать методом убеждения. Но у тех — своя правда.
Одна женщина, например, ответила инспекторам, что «если она будет слезать с велосипеда перед каждым переходом, то такая поездка не доставит ей никакого удовольствия». Можно подумать, лежать на проезжей части рядом с искореженным велосипедом только потому, что поленилась спешиться и влетела под колеса невнимательного водителя, — большое удовольствие.