X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Госзаказ на умелого инженера

Сенсационно прозвучала информация ректора ТюмГУ Валерия Фалькова о создании на базе классического университета политехнической школы. Об этом он сообщил участникам встречи, посвященной проблемам подготовки профессиональных кадров, 27 июня в областной Думе.

Тема кадрового дефицита, особенно хороших инженеров, актуальна по всей стране. У нас ситуация обострилась со второй волной индустриализации области — за последние пару лет только на юге построено более двух десятков высокотехнологичных предприятий, еще столько же на подходе. Строятся новые заводы и в северных автономиях. А работать на них некому.

И хотя проблема эта обсуждается не впервые, в том числе и в областной Думе, последняя дискуссия была обусловлена тем, что о дефиците инженерных кадров заявил президент России Владимир Путин. На заседании Совета по науке и образованию, состоявшемся 23 июня, глава государства говорил также о качестве подготовки в высших учебных заведениях, отметив, что работодатели оценивают уровень молодых специалистов на троечку с плюсом.

Так что желание ректора Тюменского государственного университета помочь в деле подготовки инженерных кадров естественно и оправданно. Другое дело — стоит ли для этого гуманитарному вузу менять курс, создавая в своих стенах политехническую школу? Разве это не потребует привлечения преподавателей по техническим дисциплинам, внедрения новых программ, а под них — создания новых кафедр и лабораторий?

Все это уже есть в другом тюменском университете — нефтегазовом. И если, несмотря на многолетний опыт подготовки специалистов для ТЭКа, бывший «индус» не может похвастаться таким же качеством, как столичные вузы, то стоит ли рассчитывать на то, что новоиспеченная политехническая школа при ТюмГУ обеспечит лучшую подготовку будущих инженеров?

Интересно, что в тот же день, когда в Думе представители трех субъектов области обсуждали вопросы профессионального образования, ректор нефтегаза Владимир Новоселов дал пресс-конференцию, где также упомянул о высказанной президентом страны озабоченности дефицитом качественных инженерных кадров. Ректор технического вуза напомнил, что корни проблемы уходят в начало 90-х, когда государство практически отказалось от финансирования науки, и тысячи высококлассных специалистов и ученых вынужденно уехали из страны.

— Порядка 25 тысяч докторов наук из числа наших соотечественников работают только в США и смогли серьезно поднять там уровень образования, — отметил Новоселов.

Он рассказал, что в 60-е годы, после того как Советский Союз запустил космический спутник, а затем и пилотируемый корабль, американские специалисты серьезно изучали причины своего отставания. Пришли к выводу, что СССР опережает Соединенные Штаты по уровню общеобразовательной подготовки по математике и физике.

Владимир Васильевич уверен, что сейчас необходимо обратить особое внимание на качество обучения в школах именно по этим дисциплинам, так как без хороших знаний не удастся подготовить хороших инженеров.

А на вопрос, как обстоит дело с математикой и физикой у нынешних абитуриентов вуза, Новоселов ответил:

— Скажу, что за последние годы ситуация только ухудшилась. Рособрнадзор снизил итоговое значение базовых баллов по математике с 36 до 24, и это помогло спасти почти двадцать процентов аттестатов. С физикой дело обстоит немного лучше. Ее включили в число обязательных для сдачи ЕГЭ. Почему физика оказалась в таком положении? Сегодня средний балл по ЕГЭ является и мерилом финансирования для общеобразовательных школ. И не дай бог, если у тебя средний балл ниже показателя по региону — финансирование сразу будет урезано. Так что я понимаю, почему школы не приветствуют выбор своими выпускниками физики и математики. Если нет должного уровня подготовки, то проще вообще отказаться от сдачи предмета.

… Напрашивается вопрос: не лучше ли ТюмГУ, созданному в свое время на базе пединститута и на протяжении многих лет готовившему учителей по физике и математике, усилить работу в этом направлении, чем создавать политехническую школу?

Но, как стало понятно из разговора с руководителем информационного управления ТюмГУ Ириной Дружининой, вопрос о школе можно считать решенным.

— Речь не идет о конкуренции между двумя вузами, — говорит Ирина Дружинина. — Мы и сейчас обучаем по специальности «нанотехнологии и микросистемная техника», готовим биоинженеров и других специалистов для производства. Главная задача политехнической школы — наладить более тесную связь между теоретической подготовкой студентов и производственной. Для этого вуз заключил договоры с рядом предприятий, на базе которых наши студенты будут учиться и куда в дальнейшем придут на работу.

Ирина Сергеевна считает, что новое направление вуза не пойдет в ущерб уже имеющимся. В подтверждение она приводит довод: с прошлого года университет вернул программы педагогического образования по разным предметам. В том числе готовит учителей математики и физики. До этого, объясняет она, на протяжении почти двух десятков лет педагогическая составляющая обучения не была обязательной. Если в доперестроечные годы выпускники физической кафедры получали дипломы с двумя специальностями — «физик» и «учитель физики», то потом учителей стали готовить отдельно, по желанию студентов.

— Под педагогическое образование выделено большое количество бюджетных мест. В прошлом году все они были востребованы. Кроме того, мы приняли студентов и на договорные места, — говорит Дружинина.

Остается надеяться, что хотя бы половина будущих молодых специалистов пойдет работать в школы. Потому что, как отмечает Ирина Сергеевна, потребность в школьных педагогах в ближайшие годы будет только расти. Если в этом году в области было восемь тысяч выпускников, то уже в следующем их ожидается двенадцать тысяч. А через год — и того больше.

***
фото: Инженеры компании «Тюмень Прибор».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта