У инспекторов пожнадзора есть к вам разговор
— Живем же как-то! Никто не умер пока! — жительница общежития N 33 по улице 50 лет Октября приводит железобетонный, на ее взгляд, аргумент, высовываясь из-за приоткрытой двери своей квартиры.
Даже в эту небольшую щель можно разглядеть, что проводка внутри квартиры в ужасном состоянии — провода свисают вдоль стен, словно новогодние гирлянды. Да только праздником здесь и не пахнет, наоборот, все очень печально. Случись резкий перепад электроэнергии, и…
— Вы понимаете, что вам даже простейшими электроприборами нежелательно пользоваться? — спрашивает у хозяйки инспектор пожнадзора по Центральному округу Иван Гаврилов, разглядывая «гирлянды» из скрученных проводов. — Кто вам так проводку делал?
— Мужики, которые в подъезде что-то ремонтировали. Я их попросила, они и мне протянули провода…
Те мужики в просьбе хоть и не отказали, но выполнили ее явно спустя рукава: им же здесь не жить.
Удивительно другое: людям, которые живут здесь по десять, пятнадцать лет, растят детей, совершенно наплевать на свою безопасность. По крайней мере, перед инспекторами по делам несовершеннолетних и сотрудниками пожнадзора, которые протоптали в общежитие не зарастающую тропу, открывается именно такая безрадостная картина.
— Мы можем привлечь собственника квартиры к административной ответственности за нарушение противопожарной безопасности. Но, во-первых, только если собственник откроет нам дверь, — заходить внутрь без его разрешения мы не имеем права. А во-вторых… Ну, посмотрите сами — как оштрафовать эту семью?
У женщины, которая смотрит на нас в приоткрытую дверь, четверо детей. Обстановка в квартире (правильнее ее будет назвать комнатой) убогая. Семья стоит на учете в отделе по делам несовершеннолетних как неблагополучная… Никакой штраф эти люди платить, конечно, не будут.
— И проводку приводить в надлежащий вид тоже не будут? — задаюсь я риторическим вопросом.
— Понимаете, наказанием в подобных случаях мало чего можно добиться, — присоединяется к разговору инспектор ПДН отдела полиции N 4 Роза Шутова. — С такими людьми надо разговаривать…
В этот момент перед нами открывается другая дверь, и инспектор Шутова, изменив голос на «детский», над кем-то склоняется:
— Здравствуй, моя малышка! Ой, какой у тебя красивый медведь! Ты еще не научилась разговаривать? А кушала сегодня?..
Маленькая кучерявая девчушка доверчиво прижимается к плечу женщины в полицейской форме и протягивает ей потрепанного медведя. Продолжая обнимать ребенка, Роза Шутова обращается уже к ее маме:
— Окно вставили? С водой все в порядке? А с проводкой как?
— Все хорошо! Окно давно вставили! И вода есть. А провода — вот, смотрите… Не жалуемся.
Инспектор ПДН говорит, что эта мать встала на тропу исправления. Последний раз она «отличилась», когда в ее квартире произошла драка, — брат привел кого-то в гости. Тогда-то и разбили окно. Теперь полицейские строго следят, чтобы в доме, где живут дети, больше не появлялись посторонние люди, тем более буйные.
— Мы регулярно оформляем на таких матерей протоколы за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, — продолжает Роза Айнутдиновна. — Но чаще, все-таки, стараемся с ними общаться.
Поэтому инспекторы пожнадзора и стараются выходить в рейды совместно с полицейскими из отделов по делам несовершеннолетних. Те вхожи в семьи. А значит, и в их квартиры.
Правда, проблем, связанных с нарушением пожарной безопасности, хватает не только в квартирах, но и в подъезде общежития. Здесь провода болтаются так же беспорядочно. Короба, в которые они должны быть спрятаны, сломаны…
— За общее имущество отвечает управляющая компания, — комментирует ситуацию Иван Гаврилов. — Однако прийти в УК с внеплановой проверкой мы можем только по заявлению граждан. Необходимо, чтобы они сообщили о нарушении правил противопожарной безопасности — желательно, в прокуратуру. Но многим местным жителям, как вы успели, наверное, заметить, по большому счету все равно.
В управляющей компании «Ямал», которая курирует 33-й дом по улице 50 лет Октября, с этим утверждением согласны. Генеральный директор организации Андрей Банацкий, с которым я связалась после рейда, рассказал, что жильцам общежития не просто все равно, в каком состоянии находится общее имущество, но они прикладывают все усилия, чтобы его испортить. Разбивают плафоны подъездных светильников, ломают кабельканалы…
— Пару лет назад в этом общежитии проводился капитальный ремонт электрических сетей, — рассказывает Банацкий. — С тех пор нам еще не раз приходилось выходить туда на восстановительные работы. Начинаешь спрашивать: мол, почему не бережете? А жильцы неизменно отвечают, что «надолго в общаге задерживаться не собираются, уедут отсюда, и хоть трава не расти». Это при том, что большинство из них живут здесь долгие годы. И все равно считают себя гостями и относятся ко всему небрежно. Не сказать хуже.
Тем не менее, по словам директора «Ямала», свою ответственность за дом он прекрасно осознает, поэтому управляющая компания быстро реагирует на заявки техничек и жителей, если те сообщают о какой-то неполадке на электросетях. Кроме этого, каждые полгода проводится плановый осмотр проводки.
— А то, что проводов много по стенам висит, так они не все электрические, — добавляет Банацкий. — Большинство из них — это оптико-волоконные кабели. Телевидение, интернет…
… Тем не менее, жалобы на управляющие компании все же поступают. По словам Ивана Гаврилова, в мае этого года за нарушение пожарной безопасности был наложен штраф на управляющую компанию, в чьем ведомстве находится 17 многоэтажек по улицам Газовиков и Эрвье. Директора и ответственного по пожарной безопасности оштрафовали на 6 тысяч каждого, а на фирму наложили штраф 150 тысяч рублей.
… Наш с инспекторами разговор жительница 33-го дома слушает со скучающим видом и нетерпеливо спрашивает:
— Не нужна я вам больше? Тогда до свидания!
И захлопывает дверь, так и не сказав, когда она вызовет к себе электриков. Или раньше придется вызывать пожарных?
***
фото: Инспекторы отдела надзорной деятельности N 14 по Центральному округу Иван Гаврилов и Александра Селедкова в одной из квартир общежития N 33.