X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Слово «фанера» женского рода

Сейчас трудно сказать, с чего начался наш редакционный разговор о женщине на заводе. Будто бы из общественного сознания вместе с кинокадрами старых картин кануло в лету представление о женщине-работнице, о ее законном месте на производстве.

… Но потом мы вспомнили об обувной фабрике «Восход», почти весь штат которой составляют швеи и закройщицы. О заводе «Лидер», наследнике АТЭ, где со стародавних времен женщины трудятся комплектовщицами, операторами станков точечной сварки. Вспомнили о многочисленных заводских отделах технического контроля, о малярных цехах, о мебельном производстве и о стройках. Наконец, словно озарение, пришла мысль о фанерном заводе — предприятии, которое невозможно представить без «слабого» пола.

«Женщины более внимательны, чем мужчины, — как-то объясняла мне технолог завода Татьяна Голякова. — Сортировщицы, например, назубок знают ГОСТы, допустимое количество выпавших сучков. К тому же листы — легкие»… И все равно я каждый раз восхищаюсь, как слаженно и точно, кажется, абсолютно на своих местах работают здесь женщины.

На участке лущения шпона по транспортеру летит длинная лента тонкого дерева. «Щелк-щелк» — оператор обрезает некондиционный шпон. «И как на такой скорости она смогла разглядеть брак?» — думаю я. На сортировке пары работниц раскладывают по стопкам листы разного качества — без лишних размышлений и слов просто берут лист и кладут его куда следует. Работницы клеевого участка, что формируют пакеты будущей фанеры, тоже не отвлекаются на разговоры — здесь очень шумно. Зато когда одной из них требуется наладчик, она зовет его так, что перекрикивает шум прессов.

… А еще наш фотокор замечает, с какой аккуратностью комплектовщицы укладывают листы, «будто одеялом накрывают своих детей».

— На заводе есть работа для всех, — отметает наш романтизм ведущий консультант «Тюменской фанеры» Татьяна Латышева. — Нельзя сказать, что у нас чисто женское производство. Например, комплектовщицы не имеют права заниматься наладкой агрегатов — для этого есть специалисты-мужчины.

Галя Безбородова

Мы пытаемся спорить. Сама Татьяна Иванова проработала на «фанерке» 40 лет: начинала мастером, была начальником ОТК, заместителем технического директора, главным технологом. И наша вторая собеседница, мастер Галина Шарапова, отдала заводу 36 лет, прошла все рабочие специальности, а сейчас руководит сменой в 50 человек. Наверное, это не случайно?

«Просто так получилось», — отвечает Галина Ахзямовна.

— Хорошо, — соглашаюсь я. — Но стоит ли девушкам идти на производство?

— Конечно! — в голос отвечают женщины.

Мы пытаемся устроить на завод фотокора Галю.

— Первым делом я бы спросила, какая у вас зарплата, — начинает Татьяна Латышева. — Здесь вы точно заработаете больше двадцати тысяч. Далее, завод — это стабильность, дружный коллектив, возможность роста. Для кого-то существенный фактор — условия труда: производство у нас особое, на пенсию отправляем раньше. Ну и, кроме того, работа на заводе — это давно уже не только физический труд. Оборудование новое, требует знаний, интеллекта.

— Я своим девочкам говорю — учитесь! — продолжает Галина Шарапова. — Конечно, все хотят получить высшее образование, но не у всех получается. Приходят на завод, потом поступают в лесотехникум. И у них уже есть профессия, они всегда смогут заработать себе на жизнь…

Галина Шарапова — одна из тех, кого совсем недавно перевели со старой площадки завода (в связи с ее ликвидацией) на новую. То, как восхищенно она рассказывает о новом оборудовании, как блестят ее глаза, когда она идет по цеху и внимательно смотрит кругом, говорит о том, что все получилось не зря…

Галя Безбородова

Вместе с Шараповой переводят работников ее смены. Например, Людмилу Абакумову, стаж которой тоже приближается к 40 годам. А сортировщица Гульнара Гятко оказалась на новой площадке еще раньше, четыре года назад. С ней мы говорим о другой женщине — генеральном директоре «Тюменской фанеры» Альмире Каримовой.

— Она делает огромную работу, — говорит Гульнара. — И мы тут прекрасно понимаем, на каком заводе трудимся, какое значение он имеет для региона, для страны…

… На одном из своих объездов областные депутаты восхищались мужеством Альмиры Исламовны — на останках сгоревшего завода ДСП-250 она смогла построить современное предприятие. Сейчас реализуется третья очередь модернизации, закрывается за ненадобностью старая площадка на улице Береговой, каждый год завод увеличивает мощности на 20-25 процентов… «А я просто люблю свое дело», — отвечала Каримова.

И кто после этого скажет, что женщина и производство — понятия несовместимые?

***
фото: Женщины-работницы фанерного завода.;Женщины-работницы фанерного завода.;Женщины-работницы фанерного завода.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта