Федеральная дорога смерти
Трассу, соединяющую север и юг Тюменской области, можно было бы считать дорогой жизни. Но за ней прочно закрепилось прямо противоположное название. Только за последние пять лет дорога Тюмень — Ханты-Мансийск забрала жизни 354 человек.
На июньском заседании областной Думы депутаты единогласно поддержали обращение к министру транспорта Михаилу Соколову с просьбой выделить дополнительное финансирование на реконструкцию и приведение в нормативное состояние трассы Р-404 «Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск», а также не менее проблемной федеральной дороги Р-402 «Тюмень — Ялуторовск — Ишим — Омск».
Парламентарии хотели также обратиться и к президента Владимиру Путину. Но вице-губернатор Сергей Сарычев сообщил о том, что врио губернатора Владимир Якушев еще в апреле поставил в известность главу государства о необходимости срочной реконструкции этих автодорог, и Владимир Путин дал соответствующие поручения профильным министерствам.
Казалось бы, если у министра Соколова есть поручение президента, зачем тюменским депутатам ставить этот вопрос в повестку дня заседания и тратить более получаса на его обсуждение? Оказывается, надо. Потому что от поручения президента до его претворения в жизнь путь не менее долог и тернист, чем от Москвы до окраин. Об этом можно судить хотя бы по тому, что проектирование реконструкции дороги Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск запланировано только на 2015 год. Соответственно, к самой реконструкции при удачном стечении обстоятельств приступят не раньше 2016 года. О том, сколько времени потребуется на проведение дорожных работ, вообще никому не известно.
При этом уже сегодня более половины тысячекилометровой трассы находится в ненормативном состоянии. И с каждым годом разрушаются новые участки.
На этом же заседании прозвучала информация о том, что Владимир Якушев — чтобы ускорить процесс — предложил вариант софинансирования ремонта-реконструкции из регионального бюджета. Но, как объяснил куратор партийного проекта «Дороги Единой России» депутат Геннадий Корепанов, это станет возможным, только если Госдума примет соответствующее решение. Пока же выделять деньги из региональных бюджетов на ремонт федеральных дорог запрещено.
Впрочем, по словам депутата Владимира Ульянова, все не так мрачно. По сравнению с тем, что было еще лет пять назад. За последние несколько лет некоторые участки «дороги смерти» удалось привести в нормативное состояние. А благодаря строительству участка от поворота с Р-404 до Горноправдинска, путь из Тюмени до Ханты-Мансийска сократился на 200 км. Увеличилось и финансирование из федерального бюджета. Если раньше на ремонт дорог выделялось максимум 800 млн рублей в год, то в этом году на федеральные дороги Тюменской области из госбюджета будет направлено два миллиарда рублей.
Депутат Галина Шустова подняла вопрос об усилении депутатского контроля за расходованием средств, выделяемых на ремонт и реконструкцию автодорог. В частности, упомянула о затруднениях, возникающих у депутатов при контроле расходов на дорожные ремонты в северных автономиях. Она предложила создать рабочую группу и назначить ответственных за эту работу из числа депутатов.
— Если деньги, выделяемые на ремонты дорог, будут закапываться в землю, то эту проблему мы никогда не решим, — заметила Галина Шустова.
Есть в дорожном вопросе и не менее важный аспект, чем финансирование. Это так называемый человеческий фактор. О нем напомнил депутат Владимир Сысоев. Немало аварий как на федеральных, так и на других дорогах, совершается не только из-за их плохого состояния, но из-за того, что как раз на хороших участках водители превышают скоростной режим, вылетают на встречку и допускают другие нарушения правил дорожного движения. А на то, чтобы научить россиян соблюдать законы и правила, возможно, потребуется не меньше времени, чем на ремонт и реконструкцию всех наших дорог.
***
фото: Трасса Р-404, на подъезде к Тюмени ям нет, но от аварий это не спасает.