X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Что выросло на водной культуре

В Тюменской области зарегистрировано около 11 тысяч маломерных судов. И с каждым годом тюменцы приобретают все больше моторных лодок, катеров, гидроциклов…

— Вот уж не подумала бы! Для меня Тюмень никогда не ассоциировалась с водным городом, — высказываю я свои сомнения главному областному инспектору по маломерным судам Сергею Каплину.

— Ничего себе! — обижается за наши водоемы инспектор, отнимая от глаз бинокль, в который высматривал на глади озера Андреевского движущиеся объекты. — Одна Тура чего стоит — большая река с сильным течением. А озер сколько? Возьмите это же Андреевское! Тюмень — еще какой водный город.

Оказывается, подобного мнения придерживается не только Каплин, который по долгу службы регулярно бороздит местные «моря и океаны», но и многие горожане, которые летом пересаживаются с сухопутного транспорта на водный.

Культура водного вождения

Еще несколько лет назад, рассказывает Сергей Каплин, тюменские судоводители бывали премного удивлены, заслышав «крякалку» патрульного судна ГИМС. А на просьбу инспектора — предъявить удостоверение на право управления водным транспортом и документы на лодку, недоуменно таращили глаза. Мол, на дорогах гаишники достают, думали хоть на воде отдохнуть от контроля — ан нет.

— Сейчас ситуация несколько изменилась, — говорит Сергей Сергеевич. — Люди стали грамотнее. Можно даже говорить о культуре водного вождения. Если граждане приобретают маломерное судно, то в большинстве случаев регистрируют его. И экзамены нам сдают на право управления…

И чем серьезнее судно, тем ответственнее хозяин. Например, судоводитель двухмачтовой белоснежной яхты вряд ли спустится на воду без документов. Несерьезно.

А вот «капитаны» резиновых моторных лодок или так называемых самоделов часто игнорируют требования закона. Списывают свою нелегальность на то, что в плавание они выходят несколько раз за лето, — стоит ли ради этого возиться с документами?

Стоит, уверяет Каплин. Во-первых, не придется потом платить штрафы. Во-вторых, судно, если его угонят (есть и такие случаи), легче будет найти. В-третьих, незарегистрированную лодку или катер не поставит на водную парковку ни одна организация. Ну, и в-четвертых, — о чем никому думать, конечно же, не хочется, — если вдруг посреди водоема обнаружат пустой (но числящийся в базах), скажем, гидроцикл, то понятно будет, кого искать на дне. Жестко, но реально.

Чтобы дело не доходило до четвертого пункта, инспекторы ГИМС и выезжают в рейды. Сразу охватить все водоемы своим вниманием не получается — количество отдыхающих на воде значительно превосходит число инспекторов. Однако сарафанное радио работает исправно: сегодня штрафуют кого-нибудь на Андреевском, завтра слух об этом донесется до Муллашей. И люди задумаются. По крайней мере, хочется в это верить.

Катя Христозова

Предъявите ваш жилет

— Извините, а можно узнать, где ваш спасательный жилет? — спрашивает инспектор ГИМС Олег Ильмурзин, подводя патрульную моторную лодку поближе к другой моторке, гражданской.

— Забыл, — угрюмо отвечает ее хозяин.

— На берегу? — уточняет инспектор.

— Дома. Пока лодки плывут к берегу — для составления протокола (штраф за отсутствие спасательного жилета от 300 до 500 рублей) — люди на пляже перешептываются. К бабкам не ходи, недовольны, что «инспекторы портят отдых».

И если на этом берегу только перешептывались, то на другом стихийном пляже озера Андреевского два парня помятого вида открыто высказали свое недовольство, не стесняясь в выражениях. Что примечательно, к ним у инспекторов особых претензий не было (парни хоть и были пьяны, но за штурвал не лезли) — искали владельцев гидроциклов, пришвартованных у берега. Когда нашли, выяснилось, что документы на водный транспорт есть не у всех.

— А все потому, что налог на гидроцикл очень большой. В среднем, за год тысяч двадцать получается, — рассказал мне легальный гидроциклист Сергей, пока Олег Ильмурзин оформлял протокол на другого. — А лето у нас короткое, сами знаете. Получается, на гидроцикле ездишь всего месяца два, да и то — по выходным дням. Правда, впечатления, я считаю, того стоят!

Сам Сергей купил свой гидроцикл года три назад. С тех пор освоил с десяток трюков, которыми развлекает не только себя, но обычно и всех людей на пляже. К нему частенько подходят с просьбой «дать прокатиться». Вот и при нас подошли.

— Без прав нельзя, — покосившись на инспектора, сказал Сергей. — Да можете и не справиться с управлением. Это только кажется — легко…

По словам Олега Ильмурзина, многие клюют именно на видимую легкость управления гидроциклом. Купят, а потом не знают, куда деть, — перепродают. Такие чаще всего и попадаются на отсутствии регистрации — основной аргумент в свою защиту: сняли с учета, потому что приготовили транспорт к продаже.

А легальных судоводителей инспекторы уже знают в лицо. Дисциплинированные владельцы лодок и катеров инспекторов тоже знают. Некоторые даже становятся добровольными нештатными сотрудниками ГИМС. Несут культуру водного вождения в массы.

Сергей Каплин говорит, что такой способ народного просвещения довольно действенен. В конце концов, рыбак рыбака поймет всегда. Кстати, о рыбаках…

Катя Христозова

Губительные сети

Пока Олег Ильмурзин, приложив ладонь козырьком ко лбу, высматривал на озере маломерный транспорт, старший госинспектор областной рыбоохраны Николай Колесников присматривался, нет ли на поверхности воды подозрительных предметов. Например, кусков пенопласта. К ним браконьеры часто крепят сети. И сети, в основном, китайские — плохого качества. Они дешевле и, тем самым, губительнее. Потому что их не жалко бросить в воде. Пока брошенные сети не найдут инспекторы, рыба будет в них путаться, умирать, разлагаться, заражая воду…

— Оставляют их по двум причинам, — рассказывает Колесников. — Либо боятся попасться на месте правонарушения, либо просто забывают о них. Баловства ради поставят с вечера, а наутро, протрезвев, уедут домой.

Увы, установить личность браконьера сложно. Тем не менее, с начала года за нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ч. 2 ст. 8.37 КоАП) оштрафовано около 500 человек по области. Штраф — от двух до пяти тысяч рублей. По словам Николая Колесникова, год назад планку ощутимо повысили.

Правда, сети все еще продолжают ставить. Вот и в субботу инспектор рыбоохраны вытащил из Андреевского метров 200 «китайки». В ней трепыхались еще живые окуньки и караси.

Катя Христозова

— Обидно, что многие из них не выживут, — распутывая рыбешек и выбрасывая их за борт, говорит Николай Сергеевич. — Даже прикосновение человеческих рук для них губительно, потому что рыба — существо хладнокровное, не переносит резкого перепада температур.

… На берег инспекторы вернулись с «уловом» из пяти протоколов и рваной китайской сети.

***
фото: Сергей Каплин;Стихийный пляж на озере Андреевском;Рыба, попавшая в браконьерские сети;Олег Ильмурзин.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта