«Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре».
Джордж Оруэлл, «1984». Великобритания, 1949.
Так долго, как эту книгу, я не читала никакую другую… И не потому, что она скучная, нудная или сложная для восприятия. Вовсе нет! Просто ее мне почему-то хотелось цедить, принимать порционно. Раз за разом я погружалась в нее, как в удобное кресло, несмотря на то, что описываемые события вовсе не радужные.
По Оруэллу, весь мир в 1984 году — это тоталитарная система, в ней нет места свободе личности. Есть партия и Старший Брат, насилие и нищета. И страх.
Человек — слабое существо. Жуткая боль и животный страх делают его нечеловечным, толкают на предательство, в том числе на предательство самого себя.
Непрекращающаяся война. Как выясняется, она не против и не за, она перманентна и бессмысленна. Война ради войны.
А вот прошлого нет. То есть оно живет только в сознании людей, а если это сознание атрофировано, то и прошлое может видоизменяться как угодно. Все доказательства уничтожены и созданы новые. История переписывается ежедневно. Она становится инструментом войны.
Вечная тема высших, средних и низших слоев. Меняются наименования, численные пропорции, отношения, но фундаментальная структура общества остается неизменной.
Средние стремятся к власти, высшие стараются ее удержать, а низшие, придавленные тяжким грузом бытия, мечтают об обществе, где все будут равны. Просится вывод: власть убивает человечность.
Неудивительно, что роман был запрещен в СССР до 1988 года. Хотя, вопреки распространенному мнению, он не про Советский Союз, точнее не только про него. Он про всех.
Сам автор писал: «Тоталитарная идея живет в сознании интеллектуалов везде, и я попытался проследить эту идею до логического конца».
У меня есть знакомый, который считает это произведение страшнее романов Кинга. Мир Оруэлла правдив — этим и страшен.