Кондукторы бывают разные
На недавнем отчетном заседании городской Думы, отвечая на вопросы депутатов, глава городской администрации Александр Моор сказал, что общественный транспорт должен иметь в городе преимущество. А повысить популярность автобусов можно за счет улучшения качества обслуживания.
Из обслуживающего персонала в автобусе — водитель да кондуктор. Но если с водителем пассажирам общаться практически не приходится (за исключением выкриков: «Не дрова везешь!»), то кондуктор, не побоюсь этого сравнения, — лицо общественного транспорта. Лицо — разное. Иногда приветливое и мягкое, но чаще раздраженное и усталое.
На это можно резонно ответить: пассажиров на маршруте много, а кондуктор — один. Устанешь тут. Но пассажиры — клиенты, и платят за проезд деньги. И хотят за эти деньги хотя бы не быть обруганными.
Хотя чего это я? Знаю очень хороших кондукторов. Об одной даже сама писала — о Наталье Шеламовой с 30-го маршрута, которая всегда приветлива с пассажирами. Есть также очень милая кондуктор на 14-м маршруте, имени которой, увы, не знаю, но с которой часто езжу до работы…
А какие кондукторы встречались вам? И что вы вообще думаете о качестве обслуживания в общественном транспорте? С такими вопросами мы обратились к горожанам.
И вот что они нам ответили. Елена Ганна, молодая мама:
— Нельзя же обобщать. Мол, все кондукторы плохие или, наоборот, хорошие. Люди разные бывают. Иной раз едешь в автобусе с коляской, а кондуктор и пассажиров подвинуться попросит, и поможет. А бывает, ходит по салону угрюмая женщина, и как-то даже не по себе делается. Вспоминается фраза из мультфильма «Чертенок N 13»: «Дома должен сидеть, старый черт!» Только в моем случае «черт» не старый, а с маленьким ребенком. И даже начинаешь чувствовать вину, что вот на машину еще не накопила, а потомство уже завела и всем вокруг теперь мешаю.
Юлия Конева, студентка второго курса медицинской академии:
— Мне обычно попадаются просто кондукторы, не добрые и не злые, а спокойные и вежливые, но без улыбки. Впрочем, у них работа такая — постоянно с людьми, а люди могут и нагрубить, настроение испортить. Одно мне только не нравится… Вот в стюардессы принимают только женщин с определенными параметрами фигуры. Не потому, что они должны соответствовать каким-то стандартам красоты, а потому, что проходы в салоне самолета узкие. Почему бы такую же практику не ввести и для кондукторов в автобусах? Я никого не хочу обидеть, но у нас автобусов в городе мало, а пассажиров — много. В час пик в автобусе и так не протолкнуться, а тут еще и кондуктор движется сквозь людскую массу, как атомный ледокол «Ленин» сквозь полярные льды…
Елена Варварина, студентка:
— Мне вообще не хочется оценивать работу кондукторов, потому что условия, в которых они ее выполняют, часто просто нечеловеческие. Толкучка, грубые пассажиры, весь день в дороге… Конфликты случаются, и грубость услышать можно, но так же реагировать не обязательно. Можно закрыть на это глаза. Однажды кондуктор обвинила меня в том, что я не хочу платить за проезд, хотя я просто задумалась. Это было забавно и не более того.
Анна Никитина, менеджер:
— Несколько лет назад я попала в жутко унизительную ситуацию. Пришлось расплатиться в автобусе мелочью, не было других денег. Кондуктор с каменным лицом швырнула мои монеты в открытое окно, билет мне не оторвала. Ну, спасибо хоть из автобуса не выгнала. В последнее время такого хамства не наблюдаю со стороны кондукторов. Хотя многие недовольно ворчат, когда принимают мелочь. Дескать, потаскайся целый день с сумкой, полной железа… Мне кажется, это они по старой привычке. Многие пассажиры уже давно пользуются картами.
Татьяна, домохозяйка:
— Меня расстраивает, что многие идут в кондукторы по принципу — «не взяли ни на какую другую работу». Наверное, надо извиниться перед людьми, которые оказались в профессии не случайно и достойно делают свою работу, но я все чаще сталкиваюсь почему-то с теми, для кого эта профессия — промежуточная. Понятно, что ни о каком качестве не может идти речи.
Лариса Руфатовна, медик:
— В вашей же газете читала, что кондукторам и водителям автобусов закупили форму. Так вот, ни на одном кондукторе я в последнее время никакой формы не видела. В том числе, и на муниципалах. Может быть, эта форма оказалась неудобной, жаркой или еще что-то… Но можно же хотя бы элементарные требования к одежде работников общественного транспорта прописать. На днях, например, меня обслуживала девочка в очень коротких шортах и короткой же майке. Извините, конечно, но фигура для такой одежды у нее была очень неподходящая. Элементарно, мне было неприятно на нее смотреть.
Марат, студент:
— Есть хорошие работники, есть — плохие. Как и в любой другой отрасли.
Алина Шарипова, юрист:
— Наверное, не ошибусь, сказав, что большинство кондукторов в нашем городе — неприветливые и довольно грубые люди. Однако упрекать их за это не буду: только представьте себе, со сколькими такими же грубыми людьми они вынуждены общаться за рабочий день. Любой пассажир может выплеснуть на кондуктора негатив. А кондуктор — это обычный человек, которому не чуждо ничто человеческое. В том числе плохое настроение, обида, усталость, в конце концов.
Анжела, экономист:
— Мне нормальные кондукторы попадались, хотя, конечно, до любезности дело не доходило. Им некогда любезничать — работают, как роботы.
Василиса, студентка:
— Периодически встречаю одну очень приятную женщину, которая желает пассажирам хорошего дня и даже придерживает за руку, когда сильно качает. Однажды ехала со «стюардессой». Прозвала ее так из-за формы — она была одета с иголочки. А большинству не хватает элементарной грамотности. Не очень приятно на протяжении поездки слушать фразы вроде: «У вас проезд оплочен?»
Юлия, инженер:
— Хорошо у нас кондукторы работают, я считаю. Это несмотря на то, что им и так трудно: весь день на ногах, а летом еще и в духоте. Но усталость они редко показывают. Вот на 25-м маршруте есть кондуктор, женщина очень веселая. Пассажирам всем улыбается, всегда шутит.
Виктор, бывший летчик:
— У меня нет замечаний только к тем кондукторам, кто одет в форму. Они всегда опрятные и вежливые. Но есть и такие (в автобусах частных предпринимателей), которые меня вообще не устраивают. Во-первых, они одеты неподобающим образом. Во-вторых, всегда заспанные, плохо выглядят. Такое ощущение, что они работают сутками.
Ирина Григорьевна, пенсионер:
— Я на дачу часто езжу на автобусе, и к кондукторам у меня нет претензий. Да и на городском транспорте замечательные женщины. С грубостью, по крайней мере, я ни разу не сталкивалась.