Суд пожара безжалостен
Помню рассказ пожарного инспектора о том, как на пепелище, в ящике обугленного письменного стола, нашли ворох административных предписаний об устранении неисправности проводки… Надо ли говорить, что тот пожар случился из-за короткого замыкания?
Будь это байка, придуманная пожарными, можно было бы и посмеяться. Но подобных историй полно, и все они — реальные, так что не до смеха. Не расплакаться бы.
— Плачут. И в моем кабинете плачут. Мы же вызываем граждан к нам в отдел, штрафы выписываем, если устанавливаем их непосредственную виновность. Беседуем, — рассказывает начальник межрайонного отдела дознания и административной практики N 10 ГУ МЧС по Тюменской области Руслан Валиуллин. — Они говорят: не знали, что у них печь с нарушением правил пожарной безопасности установлена, не думали, что старая проводка может замкнуть. Как не знали, почему не думали? Начинаем поднимать материалы — выясняется, что до этого к ним пожарный инспектор приходил, оставлял памятки, проводил инструктаж. А кому-то и предписания были выданы. Почему люди не послушали совета инспектора — непонятно. Как будто не об их имуществе и жизни идет речь.
По словам Руслана Валиуллина, в последние годы из отдела дознания в суды уходит немало уголовных дел по статьям «уничтожение или повреждение имущества по неосторожности» (168 ст. УК РФ) и «нарушение требований пожарной безопасности» (219 ст. УК РФ). Одно из последних — дело 42-летнего Евгения Корякина, который 23 февраля пьяный заснул с зажженным окурком в руке. От случившегося пожара пострадал не только его дом, но и соседние. Мы писали в мае, что Корякин признал свою вину и раскаялся в содеянном, теперь мировой суд Калининского района должен вынести ему приговор. Может, и щелкнет что-нибудь в его голове, когда обяжут покрыть материальный ущерб, причиненный соседям. Да только сколько их еще таких корякиных.
Что можно предпринять до того, как они подожгут себя и соседей? Запретить курить? Отрубить электричество, пока не поменяют проводку? Опечатать печь, пока не оборудуют ее по всем правилам?
Увы, у пожарных инспекторов не так много полномочий, особенно по отношению к физическим лицам. Любой корякин имеет право не впустить в свой дом проверяющего — частная территория! Каждый рейд инспекторов с разъяснительными целями — это что-то вроде рулетки: откроют дверь или нет? Что касается граждан, наотрез отказывающихся впускать проверяющих, то те играют уже в русскую рулетку: сгорим — не сгорим? Насильно защитить их не получится: инспекторы не имеют права ни печь опечатать, ни электричество отключить. Разве что могут выписывать протокол за протоколом, которые, как показывает опыт, часто просто складируются где-нибудь в дальнем ящике. Хотя, как и любой неоплаченный штраф, влекут за собой ответственность.
А вообще, МЧС сейчас занимает не столько наказательную, сколько профилактическую позицию. Об этом я не раз слышала на пресс-конференциях руководства регионального главка.
— Но ведь отдел дознания, как ни крути, выполняет, по большей части, карательную миссию? -спрашиваю я у Руслана Валиуллина.
— Не только, — отвечает он. -Мы тоже предупреждаем, предупреждаем, предупреждаем. Нет, я думаю, ни одного человека в Тюмени, который бы не слушал радио, не смотрел телевизор, не обращал внимания на социальные ролики. И ведь рекомендации-то не меняются, пора бы их запомнить. Сейчас, например, начался сезон так называемых балконных пожаров. Одни не закрывают окна, уходя из дома, другие скидывают сверху окурки, которые попадают в эти открытые окна. Помните, в том году мы об этом с вами разговаривали? Еще статья выходила.
Помню. А еще помню, с какой маниакальностью потом я проверяла перед уходом из дома все окна. Надо опять обратить на это внимание. По словам Валиуллина, с начала июня в городе зафиксировано уже шесть балконных пожаров.
В прошлом году дознаватели возбудили два уголовных дела по поводу подобных пожаров. Могло бы быть и больше дел, но установить, кто и откуда скинул окурок, очень сложно.
Та же история с тополиным пухом. В прошлую пятницу сгорели надворные постройки на улице Холодильной. Очевидцы рассказывают, что перед пожаром видели детей, которые поджигали пух. Где их найдешь? И какой с них спрос, если родители ничему не научили?
Руслан Валиуллин, загибая пальцы, перечисляет все летние риски: балконы, тополиный пух, бани, дачи. Это не считая всесезонных бытовых пожаров в квартирах и частных домах, связанных с перегрузкой электросетей, неправильной эксплуатацией печей, с неосторожным обращением с огнем.
Для справки: с начала этого года в Тюмени произошло 318 пожаров, в которых пострадало 24 человека, пятнадцать погибло. Материальный ущерб, нанесенный огнем, составил больше 12 млн рублей.
Я, глядя на эти цифры, спрашиваю у начальника отдела дознания:
— Может, наказывать строже?
— За этот год мы уже возбудили три уголовных дела и 60 административных, — говорит он. — Виновники понесут заслуженное наказание. Но, должен сказать вам честно, многие из них и так уже наказаны сполна.
Как и кого, например, наказать за то, что шестилетний мальчик взял мамину зажигалку и подпалил вещи в прихожей? Мать мальчика в это время спала в комнате и отравилась угарным газом. Дети остались сиротами. Как выяснилось, мать постоянно бросала зажигалку в туалете, рядом с пепельницей.
***
фото: Кадры с места недавнего пожара, случившегося в СНТ «Березка» по Салаирскому стракту. Здесь тоже замкнуло проводку.;Кадры с места недавнего пожара, случившегося в СНТ «Березка» по Салаирскому стракту. Здесь тоже замкнуло проводку.