Памятники IV степени важности
Пока с отходами у нас разбираются лучше. Стоял завод пластмасс (винные склады начала XX века), решили, что он загажен, к эксплуатации непригоден. Разломали все до основания. И тут оказалось, что кирпичи эти -малоопасные…
Забудем пока о заводе пластмасс, не о нем речь. Речь о нашей способности оценить, насколько то или иное здание важно для города, насколько оно украшает город. «Изменилось ли отношение властей и общества к сохранению памятников архитектуры Тюмени?» — спросили мы горожан. И вот что они ответили.
Наталья Смирнова, экономист:
— Если честно, мне, как, наверное, любому рядовому горожанину, сложно рассуждать на эту тему. Памятники архитектуры — это не тот вопрос, который широко обсуждается в СМИ. Иной раз и не узнаешь, что снесли какой-нибудь дом, являющийся историческим наследием… Лично у меня на памяти единственный за последние годы случай, когда общественность поднялась в защиту круглой бани. И это освещали очень широко. Другой вопрос, что многие инициативные тюменцы на этом, по моему мнению, просто пропиарились. Вспомнить только голых, которые расхаживали возле бани. О какой культуре здесь может идти речь?..
Валентин Петрович, пенсионер:
— Меня устраивает вид нашей исторической части города — она не потеряла своей «историчности». Вероятно, это подтверждает неравнодушное отношение властей к памятникам архитектуры. А про общество в целом говорить трудно. Одни любуются памятниками и готовы их отстаивать, случись что, а другие возьмут и что-нибудь нарисуют на них краской.
Ирина, бухгалтер:
— Действительную заботу я вижу в основном, в отношении храмов. Тут — да, и реконструкция налицо, и текущий уход. Не знаю, в бюджетных деньгах дело, или епархия так заботится о своей собственности. В любом случае — посмотреть приятно, зайти приятно.
Алексей, программист:
— Мне жаль, что мы город бережем по принципу «сломать и построить заново». Конечно, нам грех жаловаться, Тюмень действительно и красивая, и ухоженная, и комфортная. Если не верите, поезжай те в любую соседнюю область и сравните. Но все же мы не бережем то, что есть. До сих пор жалею о троллейбусах, о многих деревянных домиках, что исчезли из города. Не знаю, были они памятниками или нет.
Егор Горечин, замдиректора института математики и компьютерных наук ТюмГУ:
— Для меня это трудный вопрос -в Тюмени живу всего 11 лет. Считаю, что наш город постепенно теряет свой старинный облик. Он все больше обрастает новостройками и коммерческими зданиями. Недавно рядом с отелем «Евразия» разрушили какие-то старые дома.
Юрий, офисный работник:
— Трудно сказать… На мой взгляд, ничего не меняется. По-прежнему у всех сдержанно-равнодушное отношение.
Игорь, сотрудник офиса:
— Могу сказать только то, что слышал из местных новостей. Похоже, ничего хорошего от наших властей ждать не приходится. То круглую баню снести хотят, то какой-то дом с большой историей в центре города. Печально все это.
Евгений, историк:
— Власть очень слабо заботится об архитектурных и исторических памятниках. За последние 1015 лет мы утратили богатейшее наследие деревянного зодчества. Восстанавливают памятники архитектуры, в основном, те, кто устраивает в них кабаки. Больница, основанная городским головой Текутьевым, стоит в запустении и используется как наркоманский притон и туалет. Больничный корпус, в котором лежал после покушения Распутин, рассыпается без реставрации. Что говорить, если здание Тюменского областного краеведческого музея не могут достроить уже почти 20 лет. Стыдно и горько за национальное культурное достояние.
Вера Михайловна, пенсионерка:
— Отношение не поменялось к памятникам. Я 30 лет здесь живу и не вижу особенно кардинальных изменений, как раньше все реставрировали, так и сейчас. Что-то сохранить пытаются, что-то переделать.
Владимир, инженер:
— Про власть не могу сказать. А в обществе, к сожалению, много тех, кому наплевать на памятники архитектуры. «А давайте снесем круглую баню и сделаем парковку! Я «за» — мест ведь не хватает». Процент людей, кто так считает, велик. С другой стороны в людях проснулся интерес к тюменской старине, на тематические прогулки по городу собирается уже до полусотни человек. К тому же неравнодушные отстаивают баню и другие памятники, издают книжки. Думаю, интерес растет.
Александра Дмитриевна, пенсионерка:
— Мне кажется, сейчас лучше стали относиться к архитектуре и власть, и жители. Ко всей культуре в целом отношение стало лучше. Никто не хочет что-то разрушать. Наоборот, все стараются сохранить, нашим же детям и внукам останется. Раньше это было менее заметно.
Наталья Викторовна, учитель:
— По-моему, сейчас всем ни до чего нет дела. Если раньше хоть как-то следили за памятниками, то сейчас я этого не вижу. Власти почти ничего не делают, а люди пытаются бороться за сохранение памятников, только если их к этому подтолкнут активисты.
Анатолий Грушин, участковый терапевт:
— В последнее время мне кажется, региональные власти так и жаждут сн ять с баланса как можно больше памятников архитектуры. И только горожане, встающие единым фронтом общественного мнения, не дают им этого делать. Чем меньше таких объектов, тем, наверное, меньше бюджетных расходов. А еще меньше работы у реставрационных контор и, как следствие, у нерадивых экспертов из Минкульта. И все довольны! Недовольны только жители, которым приходится ходить по улицам, застроенным или типичными коробками, или безвкусными новостройками, созданными по каким-то бредовым проектам. Еще говорим о каком-то туристическом бизнесе! Кто поедет в город, лишившийся своих уникальных архитектурных памятников?
Константин Новиков, студент архитектурно-строительного университета:
— Здания — лицо любого города. А уникальные старинные дома — это черты, которые делают лицо узнаваемым, выделяющимся. Тюмень легко узнать на фотографиях именно потому, что еще сохранились памятники. Конечно, многие отмечают, что нет единства стиля, новостройки перемешаны со старинными зданиями. Некоторые даже находят в этом особый шарм. На мой взгляд, памятники нужно беречь как зеницу ока. И не жалеть средств на реконструкцию, даже если здание находится в очень плохом состоянии. Например, круглую баню надо сохранить обязательно! А вот насчет завода пластмасс, о котором в последнее время часто говорят. Я бы сказал так: снесли и правильно. Нет в нем какой-то архитектурной изюминки, за которую стоило бы бороться.