У волшебника Сулейманова все без обмана
Никогда не угадаешь, где для тебя откроются двери в иной мир. Толкнешь, например, дверь в ничем не примечательный ангар на улице Земляной вал и окажешься в деревянной сказке Мансура Сулейманова.
В нос ударяет теплый сладковатый запах дерева. Мансур Мунирович шлифует ступень для очередного заказа — лестницы из березы.
Посреди цеха стоит деревянная беседка, на столах — заготовки для будущих изделий, а по углам прислонены балясины, оставшиеся от предыдущих заказов, — фигурные столбики с резным декором, поддерживающие лестничные перила. Ни одна из балясин не похожа на другую.
Только по этим отдельным деталям уже можно представить, что каждая работа из мастерской Сулейманова — это не просто предмет мебели, а целое произведение искусства.
— Последний крупный заказ — лестницу — увезли на днях. Сейчас у нас тут не так много интересного. Вот разве что беседка — это я для себя делаю, — говорит мастер Сулейманов.
— Вы уж точно не сапожник без сапог.
— Нет, это не про меня, — улыбается Мансур Мунирович. — Я люблю дерево. Это особенный материал. Дома и гарнитур, и столы, и стулья, и лестница красивая — все деревянное.
И просит сына Айдара, который помогает отцу на каникулах, разыскать альбом с фотографиями — показать лучшие свои творения. На фотографиях массивные дубовые гардеробы (прямо как из книги «Лев, колдунья и платяной шкаф») сменяют изящные винтовые лестницы, украшенные резьбой, точно кружевом. А вот уютные беседки, столы и стулья с витыми ножками, деревянные двери.
— Такие тонкие линии, все будто воздушное.
— Я вообще-то окончил колледж искусств, я художник, — объясняет Мансур Мунирович. — Поэтому будущий рисунок у меня рождается легко. Раньше я работал на предприятии «ДСК-500» по специальности. Но всегда любил наблюдать, как мастера в цехах вытачивают детали, что-то спрашивал у них, запоминал, а потом и сам попробовал встать за станок. Получилось! С 1996 года работал в частной мастерской, а лет восемь назад закупил станки и открыл свое дело. Штат в моей мастерской небольшой, мне помогают родственники, братья, а летом еще и сын Айдар.
Пока отец доверяет одиннадцатикласснику шлифовку готовых деталей.
— Я учусь в 28-й школе, — рассказывает мальчик. — Еще не выбрал будущую профессию. Дело отца мне нравится, но не уверен, что и мое будущее будет с ним связано.
— Это надо любить, — добавляет Мансур Мунирович. — У тебя же больше склонность к технике, компьютерам.
— А у вас откуда любовь к дереву?
— Из детства. Я вырос в деревне в Вагайском районе, — вспоминает Сулейманов. — С малых лет меня окружали деревянные дома, мебель, резные наличники. Когда любишь свою работу и увлечен ею, все, что ни делаешь, делаешь, как для себя. Иногда я до позднего вечера могу засидеться в мастерской с какой-нибудь деталью. Жена даже сердится на меня. Но с другим отношением, я считаю, за дело и браться не стоит.
… Сказка сказкой, а Мансур Мунирович признается, что как любому малому предпринимателю, ему непросто держать свою мастерскую на плаву. Аренда цехов высока, а заказов летом, как на грех, мало. Но бросать дело или менять профиль мастер не собирается. Он уверен, что всегда найдутся ценители ручной деревянной работы, которая сделана с душой и на совесть.
***
фото: Балясины в мастерской Сулейманова;Мансур Сулейманов;Айдар постигает азы столярного ремесла.