X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Литография: понять и полюбить

Шагал, Дали и Матисс в одном месте. И это не в прославленной галерее какой-нибудь европейской столицы, это у нас, в музее изобразительных искусств.

Впрочем, я не то чтобы выражаю полный восторг по этому поводу. Не столичная и не богемная атмосфера чувствуется: понимать классику XX века нам, зрителям, бывает сложно. Сложнее, чем искусство эпохи Возрождения, мастера которого славились великолепным знанием анатомии и перспективы. Оттого одни посетители остались от выставки в восторге, другие же ушли в недоумении. «И это классика? Какие-то почеркушки!» — сказали они.

Без помощи профессиональных экскурсоводов на выставке «Великие классики ХХ века», действительно, обойтись трудно. Даже они, профессионалы, соглашаются: это выставка для зрителя, имеющего ключ к пониманию новаторства знаменитых художников. Не обязательно быть знатоком, но минимумом знаний о процессах, происходивших в искусстве, обладать все-таки необходимо.

Поэтому лучше заручиться поддержкой экскурсовода, который расскажет, что начало XX века для изобразительного искусства стало революционным. Художники больше не хотели рисовать с натуры, они искали новые формы, средства и способы отображения мира.

Так, Анри Матисс искал гармонию формы и цвета. Импрессионисты открыли, что форма и цвет -очень загадочное явление. Если усиливать цвет, пропадает форма. Если работать над формой, становится второстепенным и даже исчезает цвет. Как соединить форму и цвет, привести их в состояние гармонии?

Чтобы найти эту гармонию, Матисс изучал искусство Востока -турецкие ковры, декоративные узоры, орнаменты, в которых иначе решается изображение пространства. Матисс решил, что картины тоже можно выстраивать орнаментально. Он берет цвета, соединяет их, ищет гармонию в их сочетании. Матисс — счастливый художник, у него нет депрессивных и тягостных состояний.

Насколько жизнерадостны краски мастера, видно в представленных в музее ИЗО абстракциях «Листья» и «Плющ в цветах», близких к орнаменту. На выставке представлена также удивительная коллекция сине-белых работ Матисса, где изображены фигуры в движении. Чем дольше смотришь, тем труднее оторвать взгляд от сине-белого танца на листах бумаги. Казалось бы, всего-то два цвета и несколько линий, но насколько точно переданы пластика и эмоции, например, в литографиях «Акробаты» и «Распущенные волосы»!

Сальвадор Дали — один из самых оригинальных художников ХХ века, выстраивавший самым причудливым образом не только свои картины, но и свою жизнь. Эпатажный художник, заявивший: «Сюрреализм — это я!», наполнял картины самыми невероятными фантазиями, символами и фрагментами сновидений. Поэтому в работах Дали нет однозначного смысла, содержания и сюжета. Мы видим ассоциативный ряд, но скорее всего, каждый человек сталкивался с подобными ощущениями в жизни, или как минимум в сновидениях.

Графику Сальвадора Дали из серии «Воображения и объекты нашего будущего», представленную на выставке, хочется рассматривать подолгу — беглым взглядом не охватишь всех деталей и не разгадаешь даже малой доли закодированных смыслов. Это своеобразная интеллектуальная загадка, для разрешения которой требуется чуть больше времени, чем беглый осмотр.

Чтобы насладиться творчеством Марка Шагала, интеллект можно отключить, а включить чувственное восприятие. Российский художник еврейского происхождения большую часть жизни прожил в Париже, куда уехал в начале 1920 года. Покинув Россию, он спас себя для творчества, но обрек на ностальгию по этнокультурным корням и Витебску, где прошли его детство и юность. Любовь, полет и поэзия цвета — главные темы в его творчестве. Именно любовь наделяет человека способностью парить над миром, и она же заставляет цвета петь, превращает живопись в поэзию.

Экскурсоводы рассказывают, что Шагал — чувственный и музыкальный художник. Его работы — поэзия песенного склада, причем это песни-баллады мистического характера. Это потрясающе красивый художник, осмыслить его можно только через чувства, через ассоциации. Стиль рисунка в чем-то похож на детское искусство, это наивная, даже примитивная манера письма.

… Проект «Великие классики ХХ века» представлен красноярской компанией «Gallerytrade». Все экспонирующиеся работы приобретены за рубежом группой красноярских инвесторов для показа в России, и прежде всего в Сибири. Соответственно, Тюмень -далеко не единственный город, жители которого увидели оригинальные работы прославленных живописцев. Около шести десятков литографий и офортов — это подлинники с сертификатами.

Что эти литографии значат для мира живописи и для нас, зрителей, сказал, открывая экспозицию, искусствовед красноярской галереи Владимир Назанский:

— Большую часть ХХ века Россия прожила отрезанной от поля развития современного искусства и до сих пор нуждается в возможности видеть и переживать не только редкие, но и самые основные, самые яркие, хрестоматийные страницы истории нового искусства. Статистика утверждает, что три самых известных художника ХХ века — это Пикассо, Дали и Шагал. Организация выставки живописи таких известных художников пока за рамками возможностей частной сибирской инициативы. К счастью, многие из них работали с разными видами и техниками искусства, занимались не только живописью, но и графикой, в частности литографией. Почти шесть десятков литографий — страницы прошлого века. Смелее, мы поймем и полюбим.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта