Это было давно? Это было вчера
До юбилея Тюменской области осталось чуть больше двух месяцев. Мы хотели бы напомнить читателю о некоторых ярких страницах нашей общей истории.
Мы абсолютно уверены, что многие имена и открытия, которые совершены на тюменской земле, хорошо знакомы читателю. Поэтому мы взяли на себя смелость лишь повторить отдельные эпизоды.
Нам кажется, что было бы правильно начать с одного из самых замечательных — отправки первого каравана с нефтью.
На прошлой неделе весь громадный зал Тюменской областной Думы заполнили непосредственные участники событий, которые не без основания уже считаются принадлежащими истории. Хотя сами участники с этим не согласны. Они-то живы. И живы их воспоминания о событиях, которые позволяют считать уже почти прошедшее время — героическим.
Зал, как сказано выше, был полон. Хотя далеко не все смогли прийти-приехать. Так, не мог я разыскать среди присутствующих человека, без которого даже собрание самых-самых заслуженных не могло бы считаться полным. Я очень хотел увидеть в этом зале Пономарева. Потому что считаю все, что написано двумя строками выше, относится к нему прежде всего.
Большая встреча была не случайной. Она приурочена к полувековому юбилею отгрузки первой нефти из открытых за два или четыре года ранее месторождений нефти. К сожалению, никто не сохранил имена тех, кто непосредственно отгружал эту нефть в танки первых барж на каждом из временно устроенных причалов — шаимской на Конде и мегионской на реке Мега. Зато мне повезло: в свое время я познакомился с начальником цеха по добыче нефти НГДУ «Юганскнефть» Александром Константиновичем Пономаревым.
Мне, журналисту, повезло потому, что Пономарев был даже не в первой сотне и не в первом десятке. Он был первым. Он был самым первым, и добавим даже -единственным оператором, обеспечившим эксплуатацию усть-балыкских скважин, из которых и залили сырой нефтью баржи, что привел к временному причалу буксир с гордым названием «Капитан».
У этого начала — начала первой эксплуатации первых скважин на берегу Юганской Оби — была своя предыстория. Профессиональных нефтяников не хватало, да что там — не хватало, их практически не было. Поэтому трех операторов, прибывших в Тюмень из «Аксаковнефти», что в Башкирии, торжественно принял сам начальник объединения Тюменьнефтегаз Слепян. И так же торжественно вручил им направления в НПУ (нефтепромысловое управление) «Сургутнефть». Торжественность и чувство, что им улыбается судьба, троица сохраняла аж до аэропорта Плеханово, откуда маленькие самолеты летали в Сургут. Троица глянула на схему Тюменской области, прикинула расстояние до будущего места работы и… как-то сама по себе усохла. У билетной кассы оказался только Пономарев.
Он же и приступил к работе оператором на новом промысле. Тоже в единственном числе.
Дали переночевать на столе в конторе Усть-Балыкской экспедиции. Дали утром высокие резиновые сапоги. И дали, вернее, подали вездеход — осмотреть место действия.
— Надо было подключить к трубопроводу семь скважин, которые стояли на консервации, — рассказывал мне Пономарев тридцатью годами позднее. — Что значит подключить? Обвязать, построить выкида, сменить задвижки.
Пономарев продолжал загибать пальцы: построить товарный парк и замерную установку — рейку взяли взаймы у геологов.
А тут и на север пришла весна. Весь транспорт в экспедиции и на промысле, в штате которого уже числилось 12 человек, встал. До самой дальней скважины — номер 214 — было два километра. Пономарев проходил это расстояние за три часа.
… Мне хотелось увидеть Пономарева в Тюмени, чтобы задать ему один вопрос. Кто на самом деле открывал задвижки, чтобы нефть хлынула в баржу? На самом деле те, чьи руки мы видим на металлическом круге, — Эрвье, Протозанов, Салманов, Ансимов, Бахилов? Так сказать, почетный караул, чьих прав — запустить Усть-Балыкский промысел — никто не может оспаривать. Но — техника дело тонкое и даже опасное. Вряд ли Лев Чурилов, начальник НГДУ «Сургутнефть», согласился бы доверить заполнение танков уважаемым гостям, но — совсем не специалистам.
Я помню, как перед запуском первого нефтепровода Шаим-Тюмень составляли список почетной вахты, которая и должна была сделать это — торжественно открыть путь нефти в Тюмень. В вахту назначили уважаемых людей.
— Но открывать задвижку буду я, — сказал мне инженер Семен Косой в Сухом бору на Центральном парке. — Это слишком серьезное дело.
Так что, скорее всего, у задвижки, незамеченный в толпе, стоял скромный человек в телогрейке -первый оператор Александр Пономарев.
Он еще долго работал в Нефтеюганске. Возглавлял цех. Награжден орденами и медалями — имел два Трудовых Знамени. И старательно уклонялся от рассказов о том, что делал и что переживал при этом. Как и положено первому человеку.
***
фото: Усть-Балык, 25 мая 1964 года — праздник в честь первого нефтяного транспорта.;Усть-Балык, 25 мая 1964 года — праздник в честь первого нефтяного транспорта.;Усть-Балык, 25 мая 1964 года — праздник в честь первого нефтяного транспорта.