Наших людей смутить нелегко
Слышала, что в Китае на стоянках у торговых центров есть специальные парковочные места для женщин — они шире обычных и находятся ближе ко входу в магазин. Ни один китайский водитель-мужчина не позволит себе занять женскую территорию.
Нам до такой сознательности далеко. Про отдельные женские места я даже и не заикаюсь — с парковками бы для инвалидов разобраться. На днях обратила внимание, что в разгар рабочего дня в парковочном кармане на улице Герцена зияет пустое место, обозначенное знаком «Стоянка для инвалидов». Только порадовалась — ну, надо же! — как в пустующую нишу со свистом влетел внедорожник. Из него вышел детина — здоровее всех здоровых — и, покручивая на пальце ключи от автомобиля, энергичной походкой направился на другую сторону улицы. Дорогу перешел в неположенном месте. Наверное, вся его жизнь построена по принципу: что бы еще такого нарушить…
Депутат областной Думы Владимир Зимнев тоже отмечает, что уровень гражданской ответственности у нас очень низкий. В отдельных случаях — нулевой. К примеру: если не каждый водитель позволит себе развернуться через две сплошные, то практически каждый — если не будет других мест — займет стоянку для инвалидов. Хоть кол на голове теши!
Есть и другая сторона вопроса: законодательство в части доступной среды для инвалидов нарушают не только водители, которые подрезают (в прямом и переносном смысле слова) людей с ограниченными возможностями, но и собственники и арендаторы парковок, которые пренебрегают правилами обустройства специальных мест.
В четверг Владимир Зимнев как координатор партийного проекта «Единой России» «Равные возможности — доступная среда» выехал в город вместе с представителями областного УГИБДД, городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта и управы Центрального округа. Чтобы еще раз убедиться: в Тюмени нет ни одного парковочного места для инвалидов, оборудованного в соответствии с законом!
Начали объезд с парковки у торгового центра «Гудвин».
— Стоит отметить, что это одна из самых показательных парковок в плане доступной среды: специальных парковочных мест здесь достаточно, они обозначены разметкой, есть знак «Стоянка для инвалидов», но — нет такой же таблички над каждым местом, как того требует СНиП, — говорит Владимир Зимнев.
И обращается к представителям торгового центра:
— Это ведь совсем не трудно — установить столбики с табличками. Дело нескольких дней. А СНиП прочитать и того быстрее!
Представители ТЦ согласились. И сказали, что они, в принципе, всегда большое внимание уделяют парковке для людей с ограниченными возможностями — вон, и человек специальный следит, чтобы эти места не занимались. А что касается табличек, то обязательно устранят недоработку.
— Есть еще одно «но», — заметил Владимир Зимнев. — Это и нарушением вроде не назовешь, но очень уж бросается в глаза — стоянка для такси ближе всего ко входу в магазин. А парковка для инвалидов — дальше. Некрасиво получается.
По словам Зимнева, рейд по парковкам он инициировал не для того, чтобы кого- то наказать. А чтобы лишний раз напомнить: нас в городе много, и мы — разные, но с одинаковым правом на полноценную жизнь.
— Мы были на парковке у торгового центра «Панама», проехали по улице Республики, заезжали на стоянку областного центра реабилитации инвалидов — даже там есть нарушения обустройства! — рассказал мне позже Владимир Дмитриевич. — Мы побеседовали с ответственными лицами, и очень надеемся, что они прислушаются к нашим словам и исправят недостатки. Если нет, придется принимать более жесткие меры.
Многие настаивают на том, что и для водителей, занявших не свое место, должна быть очень серьезная ответственность.
Один мой знакомый по этому поводу сказал: заехали бы гаишники в выходной день на парковку у любого торгового центра, можно было бы штрафовать каждого второго. Все отведенные для инвалидов места заняты машинами без соответствующего обозначения.
— Мы штрафуем, — говорит на это старший инспектор по особым поручениям отдела дорожной инспекции областного УГИБДД Вадим Вакарин. — Однако занять исключительно карательную позицию не можем. У людей и так сложился негативный стереотип о сотрудниках ГИБДД: мол, только поборами занимаются. Поэтому мы стараемся больше внимания уделять профилактике. Иногда беседа с водителем имеет больший эффект, чем штраф.
А иных ничто, кроме наказания, не перевоспитает, уверен Иван Павлов, инвалид-колясочник, участник баскетбольной команды «Шанс». На автомобиле он ездит с 1993 года. И каждый раз выезжает в город с замиранием сердца: а будет ли там, куда едет, свободное парковочное место? То, что по правилам инвалидные места должны быть на любой стоянке (СНиП 35-01 -2001, п. 4.2), — это одно. А то, что они постоянно используются не по назначению, — это другое.
— Не могу пожаловаться на людей, которых я просил о помощи, — рассказывает Иван Павлов. — Если прошу, обязательно все отзываются: и машину перегонят, и коляску из багажника помогут достать. Но это все при личном контакте. А чаще я натыкаюсь на занятое место. И попросить-то отогнать машину некого — водитель ушел, и дела ему ни до кого нет.
Есть еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться водителям-колясочникам: если им и посчастливилось занять законное место на парковке, то возвратившись, они найдут вокруг своей машины другие, припаркованные впритык к дверцам. И как колясочник будет пересаживаться с коляски за руль, а потом еще и закидывать ее на заднее сиденье, — тоже никого не волнует. Хотя в СНиПе и про это есть: «ширина стоянки для автомобиля инвалида на кресле-коляске должна быть не менее 3,6 м».
P.S. Наверное, долго еще буду вспоминать случай из заграничной поездки: на парковку торгового центра в Мадриде заехал автомобиль с немецкими номерами. Видимо, водитель просто не заметил знака «Стоянка для инвалидов», потому что когда к нему подошел работник стоянки и указал на эту оплошность, он, взрослый солидный дядька с бородой, густо покраснел и поскорее отогнал машину в другое место. Нас заставить покраснеть не так-то легко.
***
фото: Парковка у ТЦ «Гудвин»;Владимир Зимнев.