«В небесах мы летали одних…»
Окончание. Начало в N за 6 июня.
Об этом аэродроме в сентябре 1991 года мне, в ту пору старшему инспектору Управления КГБ по Тюменской области, сообщил начальник Когалымского отделения УКГБ майор Вячеслав Трубичкин, который в настоящее время возглавляет производственно-хозяйственную службу в московском офисе нефтяной компании «ЛУКОЙЛ».
На служебном «уазике» мы добрались до заброшенного аэродрома. В пути слушали нашего проводника Михаила Вопсева.
— Как-то охотился в этих местах и заплутал малость. Стемнело. Хотел на ночевку устраиваться, но вдруг деревья расступились, и я оказался на освещенной лунным светом равнине. Утром понял — это старый-престарый аэродром. Остались вешки вдоль взлетно-посадочной полосы. Бараки, землянки, погреба. Скоро сами увидите.
И мы увидели: расчищенную от леса площадку, размером три на полтора километра, рулежную дорожку и место стоянки самолетов.
При подлете к секретному аэродрому подскока американские самолеты опознавали по паролю. Для пароля использовались названия местных рек и озер. Так в эфире прозвучало кодовое слово — «Коголым». С языка тромъеганских аборигенов Коголымлор переводится как «болото» (кого) или «озеро» (лор). В 1976 году этот природный топоним использовали для обозначения железнодорожной станции «Коголымская» (первоначально в этом названии четвертая по счету буква «о» (на «а» ее изменили в 1980-м, когда строительные организации из Латвийской, Литовской и Эстонской ССР начали возводить первые жилые дома будущего города Когалым — статус города окружного подчинения он получил 15.8.1985 г.).
Версия о принадлежности аэродрома подскока «Коголым» в авиатрассе АЛСИБ неожиданно подтвердилась в сентябре 1999 года.
Позвонил начальник службы безопасности аэропорта «Рощино» в Тюмени Михаил Чазов. Бывший заместитель начальника УКГБ по Тюменской области, возглавлявший до службы в органах КГБ Тюменский обком ВЛКСМ.
— Какой-то американец прилетел в Тюмень из Москвы через Новосибирск. Ищет самолет, пропавший здесь во время войны. Поговори с ним.
Мы встретились в вестибюле отеля «Тюмень». Крис Корриган — отставной майор ВВС США, разбогатевший на перепродажах нефтеносных участков в Техасе. Увлечен коллекционированием и исторической реконструкцией боевых самолетов Второй мировой войны. Об исчезновении в болотах нашего края перегоняемых по авиатрассе АЛСИБ истребителя «Китихоук» ему рассказал во Франции ветеран авиаполка «Нормандия-Неман». У него Корриган купил самолет ЯК03, подаренный ему в 1945 году, как и всем летчикам этого полка, советским правительством.
Эскадрилья «Нормандия» состоявшая из французских летчиков, с марта 1943 года принимала участие в боевых действиях на советско-германском фронте (в июле того же года преобразована в истребительный авиаполк).
За отвагу и мужество, проявленные при освобождении Белоруссии, полку присвоено почетное наименование «Неманский» (28.11.1944). Летчики авиаполка «Нормандия-Неман» сбили 273 самолета противника. Четверо французов удостоены звания Героев Советского Союза. В этом же полку с октября 1944 года воевал лейтенант ВВС Франции Леон Углофф — уроженец с. Троицкого Тюменского уезда Тобольской губернии (сейчас Нижнетавдинский район) Леонтий Углов.
Разыскиваемый Корриганом истребитель «Китихоук» по тактико-техническим данным уступал «Аэрокобре». Об этом даже Сталин писал Рузвельту: «Следует иметь ввиду, что самолеты «Китихоук» не выдерживают борьбы с нынешними немецкими истребителями». После войны сохранилось лишь несколько самолетов этой модификации. Поэтому пропавший в болотах Среднего Приобья «Китихоук» имеет большую историческую и денежную ценность.
Тогда я рассказал заокеанскому коллекционеру авиационных артефактов о природно-климатических особенностях нашего края и предположил, что бездонные болота не отдадут свою военную «добычу». Но надеюсь, что нефтяники ООО «ЛУКОЙЛ» — Западная Сибирь» наткнутся случайно на ленд-лизовский «Китихоук» и после реставрации установят его в центре Когалыма.
В дискуссии о роли ленд-лиза для достижения победы над фашизмом в некоторых российских СМИ вновь приоритетно утверждение советской историографии, что «поставки по ленд-лизу вооружения и различных материалов сыграли известную, но незначительную роль в обеспечении Вооруженных сил СССР оружием и боевой техникой».
Чтобы объективно оценить роль и значение ленд-лиза для СССР, нельзя, на мой взгляд, ограничиваться только количественными показателями. Важно, что советский народ на фронте и в тылу ощущал моральную поддержку союзников, видя, что не одинок в борьбе против фашизма.
Нельзя также мерить по донной шкале ценностей поставки самолетов, танков и другой военной техники (как бы Красная армия не нуждалась в них) с жизнями, которые отдавали советские воины, прокладывая путь к победе над общим врагом. Это не раз подчеркивали в годы Второй мировой войны и после нее государственные деятели США.
«Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте, — отмечал советник президента США Г. Гопкинс, — она была достигнута героизмом и кровью русской армии».
Госсекретарь США Э. Стеттиниус, оценивая роль ленд-лиза, писал: «За эту помощь русские уже заплатили цену, которая не поддается измерению в долларах или тоннах. Это миллионы нацистских солдат, убитых или взятых в плен, нацистские танки, превращенные
в груды железного лома на поле боя, пушки и грузовики, брошенные отступающими германскими армиями».
Генералиссимус Сталин в послании президенту США Трумену от 11.07.1945 г. признал, что «.соглашение, на основе которого Соединенные Штаты Америки на протяжении всей войны в Европе поставляли Советскому Союзу в порядке ленд-лиза вооружение, стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага — гитлеровской Германии».
***
фото: На заброшенном аэродроме в окрестностях г. Когалыма. Сентябрь 1991 г.;Крис Корриган, отставной майор ВВС США, Тюмень, сентябрь 1999 г.