«В небесах мы летали одних…»
6 июня Европа отмечает 70-летие высадки в Нормандии войск стран антигитлеровской коалиции.
В связи с этим событием продолжается спор о роли в разгроме гитлеровской Германии и ее сателлитов ленд-лиза — существовавшей во время Второй мировой войны системы передачи США странам-союзницам, в том числе Советскому Союзу, взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, сырья и продовольствия…
ПРОТИВ ОБЩЕГО ВРАГА
Огромные потери понесла советская авиация летом-осенью 1941 года. Только ВВС западного фронта и только 22 июня, в первый день войны, лишилась 738 -половины своих самолетов. Красная армия остро нуждалась в этом виде вооружения*.
Согласно Московскому протоколу от 1.10.1941 г. о военных поставках по ленд-лизу США и Великобритания обязались направлять в СССР ежемесячно 4000 самолетов, из них 100 бомбардировщиков и 300 истребителей (см. таблицу).
Годы | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | Итого |
Поставки самолетов из США в СССР | 256 | 1485 | 5320 | 5007 | 2058 | 14126 |
Всего в т.ч. истребители | 246 | 696 | 3566 | 3594 | 1579 | 9681 |
Ставшие доступными в 90-е годы XX века (после указа президента РФ Бориса Ельцина о рассекречивании) документы дают возможность более объективно оценить роль авиационного ленд-лиза.
Так, в годы Великой Отечественной войны советская авиационная промышленность выпустила более 122 тысяч самолетов всех типов. По ленд-лизу поступило 22 196 самолетов, то есть 18% всего самолетного парка. По своим летно-техническим характеристикам эти самолеты не уступали аналогичным типам Люфтваффе, а порой и превосходили их.
Достаточно сказать, что летчики 16-го гвардейского Сандомирского истребительного ордена Александра Невского авиационного полка, которым командовал уроженец г. Новосибирска трижды Герой Советского Союза майор Александр Покрышкин, с 1943 года и до победы воевали на американских самолетах «Аэрокобра» (их поступило из США в СССР по ленд-лизу 7352). Авиаполк уничтожил 546 самолетов противника. Героями Советского Союза стали 14 летчиков полка, а двое -Григорий Речкалов и Александр Клубов — удостоены этого звания дважды. За управление истребителем « Аэрокобра» президент США Рузвельт в июне 1943 года наградил Покрышкина медалью «За отличную службу».
АЛСИБ
Перегон ленд-лизовских самолетов осуществлялся вначале в разобранном виде морскими судами через Персидский залив с окончательной сборкой на территории Ирака и Ирана, после чего они по воздуху переправлялись в СССР.
Маршрут, по которому летели самолеты через Тегеран на аэродром Аджи-Кабул в Азербайджане, проходил над пустынной местностью и горами, где на благополучную вынужденную посадку или парашют летчикам рассчитывать не приходилось.
В Ираке и Иране специалисты из союзных государств (США, Великобритания, СССР) работали при нестерпимой жаре, влажном удушливом воздухе, ливневых дождях, а в пустыне — при пыльных бурях. Все эти трудности союзники в войне против общего врага — гитлеровской Германии -переносили стойко.
Летом 1942 года главы правительств антигитлеровской коалиции одобрили новый маршрут доставки самолетов в СССР: по воздуху через Аляску и Сибирь. В военной истории США он получил название -АЛСИБ (Аляска — Сибирь).
Американские летчики пилотировали самолеты от заводов-изготовителей до Фэрбенкса на Аляске, где находилась советская военная миссия по их приемке.
До конечного пункта авиатрассы АЛСИБ в Красноярске доставку ленд-лизовских самолетов производила специально сформированная «1-я перегоночная авиационная дивизия», которой командовал известный полярный летчик, Герой Советского Союза Илья Мазурук**. Дивизия состояла из пяти авиаполков ВВС и одного транспортного, укомплектованного опытными летчиками Главсевморпути. По трассе Фэрбенкс — Красноярск за время войны было доставлено по воздуху 7925 самолетов (более половины всего авиационного ленд-лиза).
В общей сложности самолеты должны были пролететь примерно 14 тысяч километров (при дальности полета Р-39 «Авиакобра» -926 км). Летать пришлось над сплошной сибирской тайгой и болотами. Пилотов предупредили: при авариях и вынужденных посадках искать и спасать их не будут. Приходилось рассчитывать на собственные силы и везение. Повезло немногим. В приленской тайге до сих пор находят обломки ленд-лизовских самолетов и останки погибших летчиков.
В послевоенных воспоминаниях, частично опубликованных лишь в 1977 году, Мазурук упомянул о единственном «счастливом» случае: приземлившийся на парашюте после аварии самолета, летчик 30 суток брел по верхоянской тайге, пока не наткнулся на оленеводов. Не случайно потери перегонов АЛ-СИБ приравнивались к боевым.
Многие пилоты были награждены орденами, а «1-я перегонная авиадивизия» стала Краснознаменной.
В сибирской части авиационного ленд-лиза зимой почти постоянно стояли лютые морозы, часто доходившие до 60 градусов, а в районе Оймякона (полюс холода!) — и до 70 градусов. Самолеты на аэродромах покрывались ледяной коркой. Масло и смазка становились твердыми, как камень, резина хрупкой. Ломались шланги, выводя из строя тормоза и гидравлику.
Ангаров не было, все регламентные и ремонтные работы выполнялись под открытым небом.
В короткое летнее время возникали другие трудности: туманы на аэродромах, низкая облачность, гнус, лесные пожары. Густым дымом заволакивались большие пространства. Тогда приходилось прибегать к слепым полетам, ориентируясь по природным ориентирам -рекам.
Авиатрассу АЛСИБ пришлось создавать заново: изыскивать в труднодоступной местности площадки для строительства аэродромов, доставлять стройматериалы и топливо. Все работы по созданию основных и запасных аэродромов выполняли заключенные ГУЛАГ НКВД и высланные в 30-е годы в Сибирь крестьяне.
В 1944 году в Красноярске, конечном пункте АЛСИБ, на специальной авиабазе N 15 скопилось несколько десятков самолетов. На фронт их переправляли по воздуху, как правило, группами, в строю «клин». Вел такую группу лидер-бомбардировщик «Бостон», за ним следовали истребители «Аэрокобра», «Кингкобра», «Китихоук», «Тандеболт». Замыкал строй транспортный Си-47 «Дуглас». Его экипаж следил за тем, чтобы не было отстающих. Передав самолеты в пункте назначения, летчики возвращались к месту базирования на этом «Дугласе».
«Но, — свидетельствовал Мазурук, — перелетали и поодиночке». Для таких одиночных перегонов он приказал построить в Среднем Приобье на единственном возвышенном месте среди болот и озер секретный аэродром подскока.
Окончание следует.
*Узнав об этих потерях, командующий ВВС фронта 34-летний уроженец г. Ишима Герой советского Союза генерал-майор Иван Копец застрелился.
**В 1930 году, после окончания Борисоглебской школы летчиков, Мазурук служил в Обском отдельном отряде авиации, который базировался в Тюмени, затем одним из первых осваивал на Ямале трассы Главсевморпути.
***
фото: Командующий англо-американскими силами при высадке в Нормандии Дуайт Эйзенх ауэр;Памятник АЛСИБ в г. Фэрбанкс (штат Аляска, США), установлен в 2006 г.