Баня, она же — арт-резиденция
Городу пока удалось сохранить здание круглой бани на улице Ленина. Но время идет, а баня все так же стоит — неотремонтированная, бесхозная. Чем дольше простоит — тем хуже. Активисты, к счастью, не успокаиваются.
Заинтересованные в сохранности и использовании бани, не устают обсуждать ее судьбу, искать варианты ее использования и деньги на реконструкцию и обустройство. Благо, в соседнем Екатеринбурге таким же активистам, арт-группе «Подельники», удалось своими силами не только отстоять один из памятников (белую водонапорную башню), но и отремонтировать его. В дальнейшем в башне планируют открыть театр и творческие мастерские.
Вдохновленные опытом соседей, тюменские активисты тоже берутся за дело, считая, что надо как можно скорее предложить городским властям план реабилитации бани, иначе ее могут снести уже к концу года, а на ее месте построить коммерческий объект.
Архитекторы, художники, маркетологи, журналисты и люди других профессий собрались в конце мая в кафе «Артизан», чтобы обсудить возможные способы вернуть здание бани к жизни.
Архитектор Екатерина Журавлева (одна из авторов книги «Каменное кольцо») сделала вводную:
— Это здание построено по проекту архитектора-конструктивиста Никольского. В Петербурге, на площади Мужества расположен прототип нашей бани, а больше таких зданий не существует. Известно еще одно круглое здание бани в Голландии, но там оно построено по другому проекту, и, кстати, в здании расположен театр. Для Тюмени здание особо ценно, потому что у нас это единственный образец архитектуры конструктивизма.
Звучали на встрече и альтернативные мнения. Один из участников сказал, что не испытывает по поводу бани каких-либо положительных эмоций. Все равно пространство вокруг нее уже трудно назвать историческим центром: оно занято новостройками. Поэтому снос будет практически не заметен — так же, как снос других старинных зданий. Впрочем, гость встречи все равно выступил за сохранение бани. Лишь потому, что он вообще против сноса старых строений.
У группы активистов есть лидер маркетолог Гульнара Прадедова, которая предлагает разместить в круглом здании так называемую арт-резиденцию.
По ее словам, арт-резиденция — это нечто вроде писательской дачи или коворкинга (в переводе с английского — «совместно работающие») для художников, фотографов и других деятелей современного изобразительного искусства. В резиденции можно оборудовать рабочие места, жилые номера, штат кураторов, которые помогут авторам устраивать выставки.
Художник приезжает в резиденцию с идеей проекта и живет, пока проект не будет готов для выставки. При резиденции могут действовать кафе, хостел, галерея, которые поспособствуют экономическому выживанию предприятия. Подобные центры есть в Москве, Санкт-Петербурге, в европейских городах. За проживание в арт-резиденции художник платит.
Гульнара Прадедова считает, что создание арт-резиденции не только позволило бы дать вторую жизнь зданию бани, но и помогло бы городу приобрести необычный объект, обогащающий культурную жизнь, притягивающий творческих людей из других регионов.
Картинка красивая. Однако участники встречи усомнились: сможет ли в Тюмени выжить проект, ориентированный на приток художников извне, ведь у нас, в отличие от Петербурга или Берлина, культурная жизнь менее насыщенная, а населения и туристов гораздо меньше? Впрочем, участники задали этот вопрос и сами на него ответили. Из зала доносились реплики: «Тюменцы сейчас начинают интересоваться культурой, историей города, ходят на экскурсии, даже сами организуют их». Или: «Еще два года назад мы обсуждали возможность появления арт-резиденции и поняли, что город не готов, а теперь посмотрите, сколько появилось новых культурных проектов!»
Идею арт-резиденции поддерживают молодые художники Мария Фадеева и Ольга Лукина, фотограф Павел Анущенко, который ратует за то, чтобы виртуальный Тюменский дом фотографии обрел-таки свое пристанище. Архитекторы Яков Емцов и Дмитрий Дудаков продемонстрировали проекты реконструкции бани. На эскизах Якова баня одета в классицистский декор. Дудаков предлагает воплотить мечту архитектора Никольского о стеклянном куполе (в прошлом веке ее так и не реализовали).
Словом, подход активистов выглядит вполне серьезным и комплексным. Хотя, безусловно, остается ряд вопросов. Удастся ли найти спонсоров, которые помогут с реконструкцией здания? Или Гульнара Прадедова и ее товарищи будут собирать с миру по нитке? Если удастся организовать арт-резиденцию, хватит ли на ее содержание тех денег, которые будут платить художники, фотографы, писатели? А если нет, то найдутся ли для этого средства в бюджете области, города или какой-то солидной компании?
Пока на эти вопросы ответов нет. В любом случае, активистам придется решать проблемы по мере их поступления.
***
фото: