X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

Александр Гезалов: «Макароны во время варки солят?»

Кто может лучше знать нужды сирот, чем человек, кjторый все детство провел в детдоме? Александр Гезалов — единственный выживший из 13-ти сирот своего выпуска — остальные спились, погибли в драках или наложили на себя руки. Он заслуженно считается экспертом в вопросах социального сиротства. Но нехватка финансирования в детдомах его не тревожит. Он считает, что подход к детям неверен — вот в чем корень зла.

— Мне кажется, я всегда мысленно что-то пишу. Или смотрю фильм — прокручиваю перед внутренним взором невидимую пленку, на которой события, лица и судьбы разных людей. Есть желание — достать все это и показать людям, — говорит Александр Ге-залов.

Он и не сдерживает себя — пишет. У Гезалова больше двух десятков публикаций, включая самую известную — автобиографическое эссе «Соленое детство». Не так давно он принял участие в создании фильма «Блеф, или С Новым Годом», а потом вместе с режиссером Ольгой Синяевой ездил по городам России, выступая модератором премьерных показов-дискуссий. Побывал в том числе и в Тюмени, подробнее об этом «Тюменский курьер» писал 28 марта 2014 года.

На тюменском показе фильма, снятого в пяти лучших детских домах страны, было… два десятка зрителей — в основном, волонтеры, работающие с сиротами. А воспитателей детских домов почти не было — они и без чужих подсказок знают, что даже самое замечательное казенное учреждение не заменит ребенку настоящую семью. Вот только рефлексировать по этому поводу им некогда. Им бы специалиста, который посоветует, как проблему социализции детей-сирот решить в условиях детдома с наименьшими потерями для ребятишек.

ПРОСТРАНСТВО — ЭТО НЕ КРОВАТЬ И ТУМБА

Для этого-то Александр Гезалов и приехал в Тюмень во второй раз: привез бесплатный семинар «Болевые точки адаптации детей-сирот».

— Вокруг подготовки выпускников детских домов к самостоятельной жизни много суеты и даже иногда инсинуаций. Мне хотелось бы расставить точки над «i», — начал выступление Гезалов. — Как правило, в детдомах создают группы воспитанников старшего возраста, с которыми прорабатывают нужные навыки — бытовые и социальные. Возьмем, например, хозяйственные комнаты. Нужно детям рассказывать, что макароны во время варки солят? Конечно, нужно. Только делать это надо не за год до выпуска, и даже не за три, а с первого дня. Так, чтобы в голове у ребенка знание улеглось, стало очевидным.

По мнению Александра Гезалова, детям из детских домов не хватает в первую очередь двух вещей: распорядка дня и свободы информации. Чтобы устранить второе, нужно превратить детдом в интерактивную зону — провести Интернет, создать внутреннее радио и, если позволяют возможности, телевидение. В доступных местах, может быть, в форме стенгазеты или ярких плакатов, должна висеть информация обо всех сотрудниках детдома: не только имя, фамилия и должность, но чем конкретно человек занимается, с какой проблемой воспитанник может к нему обратиться. В семье ребенок над этим не задумывается — у него есть родители, и он знает, что с двойкой по математике надо идти к маме, а с просьбой показать, как делать стойку на голове, — к папе. В детском доме взрослых много, и дети должны знать, для чего эти взрослые нужны.

СУЕТА ВОКРУГ ДИВАНА

Что же до распорядка дня. Казалось бы, детдом — это казенное учреждение, там распорядок жестче, чем в семьях, — есть и спать положено по расписанию. Но, как показывает опыт Александра Гезалова, это не главное:

— Детей все время куда-то таскают, причем бессистемно. Поездки организуются внезапно. В комнату прибегает воспитатель и кричит: «Быстро, собирайтесь, прямо сейчас едем в кино». Вот это «быстро, прямо сейчас» для детей — худшее зло, — объясняет Гезалов. — В семье развлекательные мероприятий редко возникают на пустом месте. Пришла мама с работы, готовит ужин и вдруг — бросила поварешку, хватает мужа и ребенка за руки: «Пойдемте прямо сейчас в гости к бабушке!» Так не бывает. Поездки планируются: в пятницу вечером — к бабушке, а в субботу — на дачу. И все члены семьи об этом знают заранее. В детдоме тоже должен быть четкий план. И висеть этому плану положено не в кабинете у директора, а на всеобщем обозрении. Иначе начинаются проблемы. Есть такое понятие — сиротский адреналин. Когда ребенок все время ждет праздника. А вдруг сейчас волонтеры придут? А вдруг благотворительная организация приедет подарки дарить? Еще один пример — новогодняя акция «Елка желаний». «Подарите ребенку мечту!» — я когда это слышу, мне хочется поймать оргнизатора и настучать ему по голове! Мечта — это то, к чему человек стремится, преодолевая трудности и прилагая усилия. А не то, что тебе подарят, потому что ты — детдомовский. Если на елке висит: «Хочу планшет», такое желание должно иметь обоснование. Например, ребенок ходит в журналистский кружок, и гаджет нужен ему для дела. Для достижения мечты! А не просто: «Хочу скутер», «Хочу плеер». Задумайтесь, что вы делаете. Вы превращаете детей в гедонистов, живущих по принципу: «Где бы чего урвать?» А потом сами же от этого плачете.

НАУЧИТЕ ИХ ЖИТЬ БЕЗ ВАС

— В большинстве детских домов есть так называемые социальные гостиницы для выпускников, у которых возникли трудности. Которым необходима помощь, — рассказывает Гезалов. — Я не говорю, что эти гостиницы не нужны, но! На практике получается, что выпускники долгие годы крутятся вокруг детдома, не имея сил и навыков вступить в самостоятельную жизнь. Так происходит, потому что их не научили решать проблемы и достигать цели. Этим дети из детдома отличаются от детей, росших в семье. Мотивацией. Пятилетнему мальчику мама говорит: «Хочешь конфету? Сперва собери игрушки». 16-летнему подростку говорят: «Хочешь новый телефон? Сдай экзамены на хорошо и отлично». Эти дети с младых ногтей знают, что блага с неба не падают. Даря детдомовцам подарки, мы не помогаем, мы жалеем «бедненьких». Но жалость им пользы не приносит. Наоборот, расхолаживает и делает неприспособлеными к жизни. Главная задача сотрудников детдома — научить детей жить самостоятельно, без нянек и воспитателей. Сложно? Да. Но не невозможно.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта