X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Поправки к 131-му закону дают возможности дальнейшего развития системы местного самоуправления

О реализации новых норм законодательства шла речь на заседании Совета при президенте по развитию местного самоуправления, которое прошло 26 мая в городе Иваново.

По мнению президента Путина, система местной власти имеет проблемы, она разбалансирована. В законодательство о местном самоуправлении внесены изменения, которые, как сказал президент, позволят убрать эти диспропорции, повысить роль и самостоятельность местного самоуправления, максимально приблизить этот уровень власти к людям, проживающим на конкретных территориях.

Поправки в закон предполагают создание в крупных городах новых видов муниципальных образований, разделив городские округа на внутригородские районы.

Владимир Путин подчеркнул, что эти предложения не носят обязательного, императивного характера. Территория может выбрать один из вариантов к тому, что действовало до сих пор. Территория сама должна решить, какая форма организации местного самоуправления больше отвечает интересам граждан: выбирать главу муниципального образования прямым голосованием или делегировать это право Думе? Выбирать представительный орган муниципальной власти напрямую или избрать по районам, а эти депутаты делегируют своих представителей выше?

По мнению президента, это позволит максимально приблизить муниципальный уровень власти к жителям больших городов, к их проблемам.

Отдельный раздел выступления президента посвящен праву региональной власти, согласно поправкам в 131-й закон, перераспределять некоторые полномочия между субъектом Федерации и муниципалитетом, одновременно увеличив ответственность регионов за продуктивное взаимодействие с муниципалитетами.

— Регионам в ближайшее время предстоит серьезная работа по определению оптимальной модели организации местного самоуправления на своих территориях, — сказал в завершение своего выступления президент. — Важно, чтобы все понимали: в основе системы правового регулирования местного самоуправления в России лежит свобода выбора. Нельзя ничего навязывать — надо обязательно принять во внимание мнение глав муниципалитетов, депутатов местных представительных органов.

Первоочередная задача руководителей регионов — организовать диалог с муниципальными собраниями, с муниципальным сообществом, чтобы обсудить все содержательные вопросы, все нюансы преобразований. Результатом такой дискуссии должен стать закон об организации местного самоуправления в конкретном субъекте Российской Федерации. Думаю, что полгода — достаточный срок для того, чтобы обсудить и принять все необходимые акты во всех субъектах России.

В заседании Совета принял участие глава администрации города Тюмени Александр Моор. Он рассказал о том, как реализуется закон о местном самоуправлении в областном центре.

— Принятый в 2003 году 131-й закон устанавливал основные формы и принципы организации местного самоуправления, и закон был ориентирован на унификацию. Наверное, в тот период это было оправдано, поскольку молодое российское самоуправление на начальном этапе своего становления нуждалось в таких законодательных маяках. Но десятилетний опыт реализации этого закона показывает, что многообразие нашей огромной страны требует вариативности, и именно таковы дух и буква принятых изменений, — сказал глава администрации города Тюмени. — На мой взгляд, из всех новелл этого закона, о которых вы, в том числе, сейчас сказали, наиболее важной является возможность перераспределения полномочий. Очевидно, что каждое полномочие должно исполняться на том уровне власти, на котором его реализация может быть наиболее эффективной.

Иногда довольно странно слышать некоторые размышления о том, что местная власть должна как-то себя противопоставлять региональной. Я считаю, что сегодня местная и региональная власти должны сотрудничать и искать взаимные пути и механизмы развития как отдельного муниципалитета, так и региона в целом. Нашему населению неважно, какая власть, местная либо региональная, будет решать его проблемы, — важен результат, а властям нужны возможности для достижения этого результата. Принятый закон такие возможности сегодня нам дает. Я имею в виду, что законодательный орган субъекта имеет возможность оптимально распределить и эффективно перераспределить полномочия, учитывая и мнение населения, и мнение муниципалитетов.

В качестве конкретного примера могу сказать о наших планах -передать полномочия в сфере обращения с отходами от города и соседних муниципальных образований на уровень региона. Это позволит нам эффективно реализовать крупный инвестиционный проект по созданию современной системы переработки отходов.

Еще один важный момент. Закон дает не только возможность эти полномочия перераспределить, но очень важно, что появляется страховочный механизм того, что срок, на который закрепляется такое перераспределение, будет соответствовать сроку действий того органа, который принял. Конкретно в нашем случае — Тюменской областной Думой. Это хорошая страховка от возможной управленческой чехарды.

Принятые поправки сохранили и, наверное, даже систематизировали модель организации местного самоуправления. Важно, что сохранили все лучшее, что удалось наработать на практике. Мы знаем, что глава муниципального образования может либо выбираться на прямых выборах, либо выбираться из состава депутатского корпуса, соответственно, может быть либо главой администрации, либо возглавлять представительный орган.

У нас в городе Тюмени с 2005 года реализована модель, когда глава муниципального образования выбирается из числа депутатов и является председателем Тюменской городской Думы, соответственно, глава администрации -это управленец, который работает по контракту.

Я как глава администрации считаю: такая модель разделения политической и управленческой функций конкретно в нашем городе достаточно эффективна. Подтверждение моих слов — динамика показателей развития города Тюмени, хотя думаю, что мои коллеги могут привести примеры других эффективных моделей, что лишь подтверждает тезис о том, что вариативность — это правильный путь.

Могу сказать с уверенностью, что изменения, которые в 131-й закон внесены, отражают запросы местных сообществ, с учетом территориальных и экономических особенностей муниципалитетов. И отражают современные тенденции развития местного самоуправления. Теперь все в наших руках.

— Будем работать, посмотрим, как это функционирует на практике, а если потребуется, внесем коррективы, — сказал в заключение президент и поблагодарил всех участников дискуссии и особенно -разработчиков, авторов этих поправок в законодательство.

Пресс-служба администрации г. Тюмени

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта