ЕГЭ, великий и ужасный
Только несколько лет назад мне перестали сниться сны о выпускных экзаменах.
Наверное, все видели во сне нечто подобное: будто до экзамена осталось несколько часов, а ты даже не можешь вспомнить, какую дисциплину должен сдавать.
Наверное, сегодняшним выпускникам снятся другие сны. Наверное, про галочки великого и ужасного ЕГЭ. Даже если и не снятся, то массовая истерия в преддверии итогового госэкзамена налицо. Иногда мне кажется, что наша страна в этом смысле превращается в Южную Корею, где в день выпускных экзаменов-тестов жизнь в городах в буквальном смысле замирает. Где некоторые школьники попадают в больницы с нервным и физическим истощением. Где родители не могут думать ни о чем другом — только о результатах тестирования детей. Таково общественное мнение: от этих результатов зависит вся дальнейшая жизнь -и университет, и работа, и семья, и положение в обществе, и обеспеченная старость, и даже то, что человек оставит в наследство своим детям. Все сейчас сосредоточено в этих галочках, которые надо поставить напротив правильных ответов… С ума сойти можно, честное слово.
Я тоже очень волновалась перед экзаменами. Да и экзаменов было немало: в пятом классе три, в девятом, кажется, пять, в 11-м и того больше. Но мне кажется, у нас тогда было больше шансов на успех, чем у тех детей, что сдают сегодня ЕГЭ.
В комиссии сидели знакомые учителя. Дело не в том, что они делали нам послабления (хотя и такое было), а просто отвечать преподавателю, видя его реакцию на твои слова, его одобрение или неодобрение, — проще, чем остаться один на один с бумажным листом. Педагоги не сбрасывали со счетов наши особенности. Кому-то из учеников было проще вызубрить ответы на вопросы билетов и шпарить по заученному. Кто-то с успехом импровизировал, блестяще на ходу сравнивал, делал выводы, показывая не столько точечные знания (дат, формул, правил, фактов), сколько понимание общей картины вопроса. Это считалось еще более ценным, чем хорошая память.
По-моему, сегодня импровизаторам делать на ЕГЭ нечего. Этот математически точный экзамен их не предполагает. Частная российская компания «Begin Group», которая является экспертом образовательного рынка, сообщает, что, например, ЕГЭ по литературе сдают лишь 5 процентов выпускников. Можно предположить, что это происходит потому, что литература нужна для поступления на не самые популярные специальности: филолог, лингвист и преподаватель русского и литературы. А можно сказать, что литература и тестирование — вещи плохо совместимые. И то, и другое будет правдой.
… Мы, выпускники школ прошлого века, знали, что из-за лишней тройки в аттестате жизнь не закончится. Неприятно, конечно, но поправимо. Честно говоря, глубокие знания по некоторым школьным дисциплинам мне пока так и не пригодились.
Тяжелее им, сегодняшним. Велико давление аббревиатуры ЕГЭ. Их первый настоящий экзамен в жизни. Им кажется, что он самый главный. Знали бы они.
***
фото: