X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Одна надежда на моратории

Перелистывая раз за разом документы заседания комиссии «по присвоению наименований и переименованию улиц, площадей и иных территорий города Тюмени.», не могу избавиться от желания сократить кое- что в этом длинном названии. Например, убрать слово «переименование».

Ничего в нем самом худого нет. Вот и сейчас еще идет бесконечная кампания выдачи новых имен улицам бывших деревень и поселков, решением областной Думы ставших частью города Тюмени. «Бедна у мира слова мастерская» — внезапно обнаружилось бесчисленное количество Школьных, Строительных, Спортивных, Дорожных, Солнечных… Тут уж нужда заставила.

А пример оказался заразительным. Кое-кто вошел во вкус. Складывается впечатление, что просыпаются поутру отдельные граждане и даже целые организации с единственной мыслью: а чего бы еще переименовать? Внести, так сказать, свежую творческую струю в опостылевшую картину окружающего мира? Да и себя хоть как- то прислонить к вечности.

Насчет вечности я явно лишку хватил. Но все же.

Вот уже который раз ветераны тюменской авиации заявляют о желании иметь сквер Авиаторов. Чтобы слава винтокрылых и прочих летающих машин, замечательных участников нефтегазового освоения, была запечатлена на карте города и оставалась в веках. Относительно славы — несомненно. (Лично, если потребуется, готов подтвердить блистательную работу тюменских тяжелых вертолетов еще на строительстве первого нефтепровода Шаим-Тюмень, который был завершен в срок только благодаря авиаторам). Преодолеть классическое тюменское, а также ямальское и югорское бездорожье стало возможным только с помощью «воздушных извозчиков». Города, ЛЭП, нефте- и газопромыслы, трубопроводы. Как пелось в старой песне, «здесь ничего бы не стояло, когда бы не было» авиаторов. Но вот уже, кажется, второй год ветераны гражданской авиации пытаются переименовать либо сквер Зеленый остров, либо сквер Юности в сквер Авиаторов. Пишут даже президенту Российской Федерации — пусть отдадут! Город чего-то сопротивляется. И я, честно говоря, город понимаю и даже поддерживаю. Ну, кто-то разбил сквер. Кто-то за ним ухаживает. Тут приходит дядя летчик, хороший дядя, заслуженный, и. А решение куда как проще. Взяли кусочек земли в городе, посадили березки, рябинки, елочки и, пожалуйста, назвали сквером Авиаторов. И в Тюмени станет одним сквером больше. А то ведь бывший зеленый город Тюмень постепенно становится лысым городом. Экологи считают: на каждого жителя Тюмени приходится по два квадратных метра зеленых насаждений. Правда, департамент ЖКХ, который и должен отчитываться за озеленение, возражает: девять метров! Но и это немного. Тем более, что каждый из горожан привычно пересчитывает все новые и новые асфальтовые проплешины.

Так что я тоже за сквер Авиаторов. Готов весь штат «Тюменского курьера» позвать на помощь, если начнутся посадки в этом сквере. Но — против переименования. У зеленых островков есть свои родители.

Между тем ползучая экспансия на ниве топонимики продолжается.

Вот профессор академии культуры, искусств и социальных технологий Константин Рожко предлагает переименовать площадь имени Губкина, что рядом с подведомственным академии колледжем искусств, в сквер Афганцев. А академика Ивана Михайловича, основоположника, кстати, отечественной нефтяной науки, переместить. Куда-нибудь подальше. В микрорайоны «Ямальский» или «Югра». Чем инициаторам не потрафил И.М. Губкин? Интересно, что при этом руководство Центральной управы идею «полностью поддерживает». Тогда как управа Ленинская, в зону влияния которой входит площадь, наоборот, заступается за «основателя советской нефтяной геологии, с именем которого связано начало поисковых работ на территории Западной Сибири». Автор одного из отзывов, предлагающий идею переименования отклонить, безо всякой иронии пишет, что «в самом названии сквер Афганцев отражается не только распространенный в СССР статус ветеранов афганской войны, военнослужащих СА, но и всех жителей и народов Республики Афганистан. Как-то: пуштунов, белуджей, хазарейцев, узбеков, таджиков.»

Не в этих тонкостях дело. А в том, что стоит площадь и, кажется, никого не трогает. Оказывается, кое-кого очень даже трогает.

При равновеликом, действительно, уважении ко всем участникам этого эпизода и других таких же (например, переименовать набережную реки Тура в набережную А.К. Протозанова) хотел бы вернуться к началу этого текста. Земля наша обильна, и город наш велик. И с каждым днем он становится больше. Появляются новые улицы и площади. Найдется место для новых героев. Но пусть же хоть что- то в переменчивом, вихревом этом мире будет постоянно. Табличка на углу улицы, где вы живете. Память о давно живших людях.

Короче: на вчерашнем заседании комиссии я предложил — ввести хотя бы лет на пять мораторий, т.е. запрет на переименование улиц, скверов, переулков, площадей и прочих территорий города Тюмени.

***
фото: На снимках: территории раздора.;На снимках: территории раздора.;На снимках: территории раздора.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта