Страшная сказка повторяется?
Помните легенду о гамельнском крысолове?
Немецкий городок Гамельн подвергся нашествию крыс, и магистрат пообещал любому, кто справится с ними, столько золота, сколько сможет унести. Тогда явился «одетый в пестрые покровы» флейтист, достал из кармана волшебную флейту, сманил из города грызунов и утопил в реке.
А помните ли вы, что было дальше? Флейтист, работа которого осталась без оплаты, разозлился и чудесной музыкой выманил из городка всех детей.
К чему я это? Просто провожу аналогию.
… По мнению Оксаны Конищевой, заведующей диспансерного отделения областного наркологического диспансера, распространение так называемых легальных наркотиков — «солей» — уже давно приобрело масштабы стихийного бедствия. Вот только, как замечает она сама, любое природное явление неконтролируемо и почти всегда спонтанно, а продажа «легальных» наркотиков — это хорошо организованный и циничный бизнес, в котором в качестве подопытных крыс, приносящих колоссальный доход, выступают подростки и… дети.
— Изначально в качестве «целевой аудитории» этого наркотика предполагались именно молодые люди. Но если еще недавно среди несовершеннолетних, употребляющих «соли», преобладали 14-ти и 16-тилетние подростки, то теперь к нам приводят даже малышей-девятилеток, — рассказывает Оксана Конищева. — Во-первых, купить наркотик в Интернете настолько легко, что он вполне доступен младшим школьникам. Трем-четырем малышам вскладчину хватит карманных денег, чтобы раздобыть этой гадости. Во-вторых, способов употребления «соли» множество, и далеко не все они связаны с уколами. Эти вещества можно, например, курить. И никто даже не заметит запаха! Казалось бы, за детьми, в силу их возраста, взрослые следят пристально, но тут открывается третья проблема: «соль» — относительно новый наркотик, и большинство родителей понятия не имеют, как распознать признаки его употребления.
Впрочем, как признает Оксана Конищева, дело не только в незнании. Период наркотического опьянения, когда ребенок может быть склонен к паническим атакам, бреду и другому неадекватному поведению, у «солей» очень короткий — около двух часов. Если второклассник учится во вторую смену и приходит из школы на три-четыре часа раньше родителей, то к их возвращению домой явные следы употребления наркотика развеются, как дым.
Конечно, признаки, на которые надо обращать внимание, все равно стоит запомнить: кашель, мутные белки глаз, нарушение координации движений или заторможенность, бледность. Но! Бдительность тоже хороша в меру — каждый из этих признаков в отдельности может быть вызван совершенно иными причинами, не связанными с употреблением наркотиков. Если вы заметили один или даже несколько описанных симптомов наркотического опьянения, не стоит накидываться на ребенка с обвинениями. Поговорите с ним спокойно. Если сомнения не развеются — обратитесь к специалистам в наркологический диспансер.
— Лживое определение «легальные», применяемое к этому виду наркотиков, может ввести в заблуждение детей, но оно не должно усыплять внимание взрослых, -уверена Оксана Конищева. -«Соли» чрезвычайно опасны для здоровья, а для детского здоровья они опасны вдвойне. Количество отравлений наркотическими веществами в Тюменской области в последние три года растет. Зато возраст несовершеннолетних, попадающих в токсикологическое отделение с такими отравлениями, неуклонно снижается. Это серьезный повод задуматься для всех структур, имеющих отношение к борьбе с наркоманией. Улучшить ситуацию могут только комплексные меры, реализуемые на всех уровнях. И родителям, я считаю, в этой борьбе отводится не последняя роль. Внимательные мама и папа заметят перемены в своем ребенке, почувствуют их. Первой пробе, которая происходит под натиском «продвинутых» сверстников, как правило, предшествуют размышления: попробовать или нет? Нередко ребенок готов к разговору с родителями, но к разговору, а не к потоку угроз и оскорблений.
… Помните, у сказки про гамельнского крысолова есть два варианта окончания? В одном одумавшиеся градоправители спешно предлагают музыканту обещанную плату, и тот отпускает детей из-под чар своей дудки. В другом — он топит детей в реке, как прежде -крыс. Возвращаясь к нашей аналогии — похоже, тюменские дети уже стоят по колено в воде.