X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Диспетчерская всегда на связи

Просторный кабинет с парой рабочих столов внешне не отличается от офиса любой компании. Но карта лесных угодий области во всю стену дает понять, что мы находимся не просто в офисе. Это — региональный пункт диспетчерского управления «Тюменской авиабазы».

И если верить карте на стене, лесных угодий на юге области -11 миллионов гектаров. В пожароопасный сезон их ежедневно патрулируют летчики-наблюдатели и наземные патрули по 265 маршрутам. Вся информация о возгораниях поступает в пункт диспетчерского управления.

На дворе май, а он считается в нашем регионе пиковым месяцем пожарной опасности (в лесах уже тепло и сухо, но свежая трава еще не поднялась). И честно говоря, я ожидала увидеть здесь другую картинку: непрерывно звонит множество телефонов; зажав в руках пачки документов, спешат по коридору инженеры, на ходу обсуждая информацию о последних пожарах.

Но звонки принимают гораздо проще и оперативнее, без лишних бумажек и беготни, все данные тут же заносят в программу «Ясень». Штат диспетчерского пункта вместе с руководителем Виктором Румянцевым девять человек. В одну смену выходят трое. Сегодня это радиооператор Татьяна Калюжная, которая держит связь с летнабами, диспетчер Елена Андреева и инженер Юлия Портнягина.

— В восемь утра, как заступили на смену, приняли информацию о двух пожарах — в Вагайском и Ишимском районах. И до сих пор -спокойно (на часах около 11 —А.Ч.). Информация поступает к нам от лесничих и по горячей линии. Но жители не часто звонят. Может, еще не запомнили номера? У нас их два — единый федеральный и региональный. Не всегда звонят по поводу пожаров. Некоторые сообщают о незаконных рубках или свалках в лесу. Мы принимаем и такие звонки, передаем информацию в ответственные структуры, -рассказывает Юлия Портнягина.

— А были у вас в этом сезоне сложные дни, когда телефоны весь день разрывались от звонков — не передохнуть?

— 11 мая, — говорит диспетчер Елена.

Галя Безбородова

— Да, майские праздники были жаркими, тяжело прошли. Людям хотелось отдыхать на природе. Много случилось пожаров в эти дни. Очень сильно горел Вагайский район, Комсомольское лесничество. Там произошел один из самых больших пожаров в этом году общей площадью 51 гектар. Пришлось принимать участие в координации сил и средств, привлекать на тушение людей из соседнего — Уватского района, задействовать тяжелую технику, которая может пройти по болоту. Вообще, у нас с этим нет проблем. Когда какой-то район горит, а в другом спокойно, люди всегда приходят на помощь друг другу. И соседним регионам мы тоже помогаем, если требуется.

— Нынче помогаете?

— Пока никто не просил.

— А как обстоят дела на пограничных территориях? Нет угрозы перехода пожаров из других областей?

— Пока нет. С Омском мы плотно сотрудничаем. То их пожар на нашу территорию перекинется, то наш — на омскую. Тушим вместе.

Юлия Сергеевна обстоятельно объясняет, как принимают информацию о пожаре, какие параметры фиксируют в первую очередь и заносят в карты. А я думаю: -Как же хорошо, что телефоны молчат, есть возможность спокойно поговорить с диспетчером и инженером.

— Юлия Сергеевна, а когда приходится принимать звонок за звонком, переживаете за лес, или уже есть профессиональное хладнокровие?

— Переживаем. Вот, Лена не даст соврать. Иногда даже, когда уходим на выходной и остаются с нашей смены не-потушенные пожары, звоним девочкам и узнаем, как дела. Ликвидировали или нет? Вообще, мне иногда кажется, что люди не понимают, как это страшно — пожар. Поэтому относятся так безответственно к лесу. А я вот видела, я знаю. Однажды, еще во времена моей юности, за деревней, где я жила, загорелся лес. Тушили всей деревней. Уже позже ездила с коллегами на пожар, чтобы своими глазами посмотреть, с чем мне предстоит иметь дело в дальнейшей работе. Конечно, он был не такой страшный — низовой. На серьезном тушении никто бы со мной возиться не стал, там не до меня. Но все равно, это стихия.

Галя Безбородова

Стихия, которая вырывается из-под контроля человека по его же вине. По словам начальника регионального пункта диспетчерского управления Виктора Румянцева, 90 процентов пожаров происходит по вине человека. Избито, банально — но факт. В этом году на предупредительные мероприятия потратили свыше 1 млн рублей — разместили сообщения в СМИ, на телевидении и на радио. Специалисты диспетчерского пункта считают, что год от года эффективность таких предупреждений, к сожалению, не увеличивается.

— Надо в корне менять мировоззрение людей! — говорит Румянцев. — Надо, чтобы любовь к лесу у человека была.

— А как ее воспитать? Вот у вас она откуда появилась?

— Хм. Я с детства в лесу. У меня отец и мать всю жизнь проработали в лесном хозяйстве, и я в нем — с 1974 года. Надо воспитывать эту любовь с раннего детства — в семье, в садике, в школе, в университете.

… За время нашего пребывания в диспетчерский пункт не поступило ни одного сообщения о пожаре, хотя день был сухой и ветреный. Мы пожелали диспетчерам и инженерам такого же спокойного окончания рабочего дня.

***
фото: Татьяна Калюжная;Виктор Румянцев;Юлия Портнягина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта