X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Ночь в чуме, что близ озера

В чуме горит огонь. А над ним пыхтит закопченный чайник. Алексей, глава семьи, приехавшей в археологический музей-заповедник на Музейную ночь, неуверенно отодвигает полог и заглядывает внутрь — вдруг закрыто для показа?

Но работник музея Степан Яндо радушно приглашает гостей в национальное жилище: проходите, присаживайтесь.

— Вы — отец семейства — садитесь на шкуры. Да откиньтесь назад, лягте! Вы же в своем доме глава, — распределяет роли Степан. — А хозяйка рядом, на стульчик. Так, чтоб и с мужем, и близко к огню, который нужно поддерживать.

Марина, супруга Алексея, берет палку-кочергу и помешивает угли в костре. Маленькая непоседа Виталина смеется, глядя то на родителей, то на чайник:

— А чай пить будем? С конфетами!

Палка, палка, огуречик

Тоненькие смуглые пальцы ловко завязывают шерстяную нитку, расправляют цветную ткань — складочка к складочке. Сквозь обрывки материи, намотанные на бумажный каркас, начинает проглядывать крутобедрый женский силуэт коми-зырянской обережной куклы. Как поется в детской песенке: палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек.

— В тундре таких кукол каждая девочка мастерить умеет. Конечно, разные народы их делают немного по-разному, но принцип один, — рассказывает ненка Ирина Евай. На ее смуглом лице выделяются живые темные глаза, а в них — смущение. Выступать перед публикой, пусть даже это всего несколько женщин, ей в новинку. Она почти не отводит взгляда от рукоделия, но не видит его, а смотрит как бы сквозь. Руки живут своей, отдельной жизнью — затягивают узелки, расправляют ткань — следить за ними Ирине на самом деле не надо. Просто она стесняется глядеть незнакомым людям в глаза.

— У меня в детстве тоже были такие игрушки, но я в семье старшая, а потому в основном было не до игр. Зато младшим я кукол много делала, — продолжает Ирина, но спохватывается, что сестренок могут счесть белоручками. — Они и сами могут! Всегда так: мать садится шить одежду, а дочки при ней: мастерят такие же вещи для кукол, наряжают их и в то же время учатся. Кукла — не просто игрушка. Она ребенка от злых духов бережет, чтоб здоровым был.

Женщины, купившие билетик на мастер-класс по изготовлению обережной куклы, слушают Ирину с любопытством и повторяют за ней нехитрые, на первый взгляд, действия: скатывают в гармошку два плотных листа бумаги, складывают их крест-накрест, перевязывают ниткой. Потом из кусочков ткани и шерстяных ниток мастерят нечто, похожее на национальные одежды коренных народов Севера. Получается у кого-то лучше, у кого-то хуже. Но главное сейчас не то, какой выйдет кукла. Непривычное состояние — умиротворения что ли — опускается на горожанок: они в чуме, сидят тесным женским кружком и занимаются рукоделием. Похоже, ощущение первобытнообщинного единства и по сей день живет где-то глубоко внутри нас. В этом случае девиз Музейной ночи: «Вперед в прошлое!» оправдывает себя на сто процентов.

Галя Безбородова

Хорошо забытое старое

К сожалению, экспозиций, напрямую связанных именно с археологией, в археологическом музеезаповеднике к сегодняшнему дню осталось немного. Собственно, всего одна — «Из глубины веков». Экспонатами в последний раз ее пополняли несколько лет назад, и с тех пор выставка словно заснула. А жаль, запасники музея скрывают в себе еще немало любопытнейших находок, умело извлеченных из земли археологами. Их нужно только привести в подходящий для демонстрации вид.

Реконструкторская деятельность сотрудников музея после ухода Ивана Довгулевича и Андрея Быстрова тоже замерла. Новые предметы быта, изготовленные в точности так, как это делали много веков назад, в витринах не появляются.

И даже выступить в роли экскурсовода, рассказать об экспонатах, уже имеющихся на выставке «Из глубины веков», оказалось некому — единственную бесплатную экспозицию в музее гостям предложили осмотреть самостоятельно. Понятно, что штат сотрудников на Андреевском озере невелик и во время таких крупных мероприятий как Музейная ночь людей попросту не хватает, но у многих горожан создалось нехорошее впечатление, что бесплатные гости в музее никому не нужны.

… Нехватку археологических экспонатов немного скрасил мастер-класс «Древние гончары». Иван Дуньков, профессор академии культуры, искусств и социальных технологий по собственной инициативе привез гончарный круг, и лепка из глины превратилась в увлекательное шоу!

— Хотите, я вам покажу, как работать на гончарном круге, но с завязанными глазами? — обратился он к публике. Разумеется, гости предложение одобрили и плотно обступили мастера. А гончар взял глину и на круг ее: давай туда-сюда крутить вертеть. Воздух из глины выдавливать.

— А как узнать, что внутри глины есть воздух? — спросили гончара.

— Руками и головой, — ухмыльнулся он. — Как девушку чувствуют, когда обнимают, так и глину.

Вытеснив воздух, Иван Дуньков взял мокрую тряпицу и, не снимая повязку с глаз, превратил глиняный конус в горлышко сосуда — надавил пальцами на вершину, и получилось углубление. Гости не удержались — начали хлопать. Когда на твоих глазах из ничего получается что-то, это очень впечатляет. И очень хочется попробовать — вдруг и у тебя так получится?

Галя Безбородова

Шаман и Дерево желаний

Ради того, чтобы выступить экскурсоводом на выставке «Шаманы и боги народов севера» в Тюмень специально приехал художник и потомственный шаман Леонид Лар: когда автор сам представляет картины публике, они всегда имеют больший успех. Тем более что Леонид Алексеевич еще и о быте народов севера рассказывать мастак и с удовольствием обучает детвору сакральному искусству игры на шаманском бубне. А вот постоянного обитателя выставки кота Семена не было — он не потерпел чужих людей на своей территории и скрылся.

Впрочем, общения с животными гостям и так хватило. Местное зверье угощали охотно, к ночи гуси и кролики вообще перестали реагировать на предлагаемые вкусности. Стоически жевал все, что давали только козел Федя. В основном, кормили рогатого молодыми листьями с окрестных берез. Как рассказала посетителям заведующая музеем Ирина Малых, горькие зеленые листочки — его излюбленное лакомство.

… И, пожалуй, никто из гостей не миновал поляны с идолами и Деревом желаний. В честь праздника оно не только обещало осуществить заветные мечты, но и предсказывало будущее. Нужно было лишь выбрать одно из посланий в ветвях. Мне, например, дерево сказало: «Пришло время действовать!» Что ж, очень может быть…

***
фото: Среди посетителей музея были и те, кто наведывается на озеро регулярно и давно дружен с животными;У хантов береза – символ женского начала, потому и на Андреевском озере Деревом желаний считают старую березку;Иван Дуньков доказал, что может с закрытыми глазами слепить горшок.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта