Музейная ночь: правила посещения
Говорят, что когда музей «Городская Дума» открыл двери в Музейную ночь 17 мая, народ хлынул туда с такой силой, что это было похоже на штурм. Будто бы туда сразу зашла тысяча человек.
Сама я этого не видела. В начале девятого вечера, когда мы с фотокором оказались у «Городской Думы», у двери в музей уже была просто вереница посетителей — довольно плотная, но уже вежливая и спокойная. Никто ничего не штурмовал. И все же это навело меня на мысль о том, что мы никогда не задаемся целью грамотно посещать подобные праздники. Чтобы и в толкучку не попасть, и все, что хотели, посмотреть, и маленьких детей, если уж мы взяли их с собой, не замучить. Расскажу, как это делаем мы, вдруг кому-то наш опыт пригодится?
Музейная ночь — праздник, как известно, массовый. И это изначально идет вразрез с исконной камерностью самих музеев, где надо быть внимательным, открытым для получения впечатлений. Где можно (и часто даже нужно!) простоять у одной картины час. Но с чего же начать?
К счастью, есть программки праздника, которые раздаются на каждом углу. Смотрим: организаторы постарались сделать яркое открытие в каждом из музеев. В музее изобразительных искусств разыгрывали призы, актерствовали артисты театра «Чудодейство», играл и пел прекраснейший музыкальный коллектив «Менестрель».
В музее «Городская Дума», как всегда, костюмированное представление: музейщики нарядились купцами, проводят игры, пытаясь расшевелить публику. Публике, правда, хочется уже внутрь, в залы, потому что на улице хоть и май, а холодно.
В музее-усадьбе Колокольниковых ночь началась с танцев и музыки, в музее «Дом Машарова» — со спектакля кукольников Ирины и Сергея Кузиных «Праздник с куклами».
Смотрим и выбираем. Музеи «Городская дума» и ИЗО — крупные, публики там заведомо соберется больше всего. Поэтому, если хотим избежать толкания локтями, идем в музеи поменьше. Детишек можно сразу вести в «Дом Машарова», им там понравится. А если вы молоды и активны, любите всю эту праздничную суету — добро пожаловать в толпу.
Мы сами, к слову, тоже пошли в толпу. Сначала в музей ИЗО, где работало несколько бесплатных экспозиций (из фондов самого музейного комплекса имени Словцова) и пара привозных платных. В ИЗО главное — проскочить сразу на верхние этажи и начать осмотр сверху вниз. Тогда точно будет возможность простоять хоть час перед картиной. Потом толпа пойдет вверх, а вы спуститесь вниз, и снова будет комфорт и красота.
К сожалению, нам самим так нельзя, журналист должен быть в толпе. Поэтому отмечаем, что две самые большие очереди первого этажа ведут направо — в Центр прикладного творчества и ремесел и налево — на выставку японской национальной одежды «Узоры и шелк» и экспозицию «Арт-коллекция».
Справа несется задорная песня на украинском языке, поет ансамбль «Хрещатик». Так светло улыбаются певцы, так заразительно приплясывают, что хочется стоять и слушать, и аплодировать. Но вместе с другими гостями лишь притормаживаем минут на десять и ныряем в Центр прикладного творчества и ремесел, где — ух ты! — мастера учат всему, чему пожелаешь. Настоящая ремесленная слобода: за одним столом мастерят кукол из текстиля и птиц на закликание весны, за другим вяжут кружево, за третьим выписывают маслом трехцветные лепесточки. Не говоря уже о том, сколько желающих посидеть за старинным ткацким станом! Даже мужчины находились.
Вот тут самое главное — втиснуться за стол поближе к мастеру и не обращать внимания на то, что все смотрят, как у тебя ничего сначала не получается. Тут надо терпение: и чтобы дождаться своей очереди на учебу, и чтобы научиться. Не жалейте времени, не торопитесь бежать дальше — музеи до глубокой ночи работают, все успеется!
В залах налево тоже народ, хотя на выставку японских шелков пропускают по платным билетам — экспозиция привезена из Екатеринбурга, должна окупить свою дорогу. Снуют по залам девушки в париках и кимоно, подпоясанные длинными поясами-оби. Антуража добавляют. В последнем зале молодой человек примеряет самурайские доспехи. Дело это, надо сказать, долгое, ведь доспехи состоят из двух десятков деталей, которые скрепляются кожаными и шелковыми шнурами. Поэтому молодому человеку приходится вертеться, то и дело поднимать руки. Зато не было никакой опасности, что он рухнет под весом доспехов из металла и кожи, обмундирование весит всего-то 10 кг, не то что латы европейских рыцарей!
… Увидев главное и самое популярное, спешим в другие музеи. Они удобно расположены, что и говорить. Сначала в музей Колокольниковых заглянуть, потом в уютный дворик усадьбы Машаровых, а потом пробежаться и до музея «Городская Дума», у входа в которую вереница гостей все не заканчивается. Так, что даже не определить, какая из выставок самая интересная и востребованная — всюду люди.
Мне, впрочем, льстит мысль, что столпотворение во многом обеспечивает новая и оригинальная (такого раньше не показывали!) выставка «Водные артерии Тюмени. Мифы. Легенды. Факты». Организовал ее Иван Камельских, начальник пресс-службы «Тюмень Водоканал». Он давным-давно хотел открыть музей Водоканала, увлеченно рассказывал о том, сколько всего интересного можно показать. И вот, мечта сбылась: в витринах музея не только водозаборные колонки, канализационные люки, но и предметы, найденные в канализации, в том числе: монеты царских времен, первобытные мобильные телефоны, и даже машинка для стрижки волос.
А Иван все подогревает интерес публики, рассказывает легенду о призраке белого монаха, обитавшего на головном водозаборе в 20-е годы прошлого века…
Главное тут — не испугаться, на улице-то темнеет… Лучше выйти из музея, прогуляться с друзьями или семьей, подышать воздухом и, не торопясь, снова нырнуть в залы и научиться чеканить монеты с изображением мамонта, Моста влюбленных, музея «Городская дума». Мастер Владимир Лебедев научит пользоваться мини-прессом и двухкилограммовым молотком — вот что необходимо для ручной чеканки монет.
… Музейную ночь лучше всего растянуть. Не торопиться. Может, вы чего-то не увидите. Но впереди еще много времени, чтобы сходить в музей.
***
фото: Это лишь малая доля экспонатов, представленных компанией «Тюмень Водоканал»;Надеть доспехи – дело долгое.