X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

«Если ребятишки мои счастливые, вернусь живым»

В деревне Кирьяновой Исетского района зимними вечерами темнело рано.

Дети из семьи Зелениных укладывались спать на полу в горнице. Кто помладше просил: «Папа! Расскажи про войну»… Александр Яковлевич усаживался на широкую голубую скамью возле печки. Замолчит сперва, задумается. Каждый раз, когда приходилось ему на войне попадать под пули, говорил себе: «Если ребятишки мои счастливые, то вернусь домой живым».

… Значит, мои бабушки и дедушки — счастливые. Потому что прадед вернулся без единого ранения. Его рассказами и своими воспоминаниями о послевоенном времени делится с нами младшая дочь Нина Александровна.

Она рассказывает, что Александр Яковлевич был призван на фронт в 29 лет. К тому времени он выучился в архангельской МТС на тракториста, в Кирьяновой у него уже была жена и трое детей — моя родная бабушка Валентина, Тамара и Володя. 30 июня родилась четвертая дочь — Галина.

На первое время прадеду дали бронь, он участвовал в полевых работах, учил работать на тракторе молодых женщин, на которых мужчины, уходя на фронт, оставили колхоз. А в 1942 году прабабушка Евлампия Николаевна осталась одна в недостроенном доме с четырьмя детьми на руках. Работала в колхозе и потихоньку достраивала дом. Сама замешивала глину и сушила кирпичи, из которых к зиме сложила печку. Когда стало совсем тяжело, Евлампия Николаевна позвала в дом мать Лукерью. Позже мои бабушки вспоминали, что во многом благодаря Лукерье выжили в голодные военные годы.

А прадед с 1942 по 1944 год воевал в составе 1199-го пушечно-артиллерийского полка связистом. С 1944 по 1945 год — трактористом 136-й пушечной артиллерийской бригады. Участвовал во взятии Кенигсберга, дошел до Берлина.

— Помню, папа рассказывал, как в марте 43-го стояли возле города Великие Луки, — рассказывает Нина Александровна. — Оборвалась связь со штабом, надо было тянуть кабель через болотину. Группа связистов, семь человек, отправилась прокладывать связь. Немцы заметили их и стали забрасывать минами. «Вокруг мины рвутся, раздаются крики товарищей, а остановиться нельзя, только идешь по болоту вперед, чтобы любой ценой проложить связь.», — так нам папа рассказывал. И я так живо представляла себе, как они бредут по колено в воде, на спинах эти катушки тяжеленные… Позже, когда он уже вернулся к своим, товарищи видят — прихрамывает. Спрашивают: «Зеленин, ты ранен?» Оказалось, у него осколком мины, как бритвой, срезало каблук и подошву от сапога. Но самого его — не задело.

Нина Александровна помнит, что во время таких вечерних рассказов отец не мог сидеть на месте, все время ерзал по голубой скамье, часто выходил покурить.

— Это сейчас я понимаю, как тяжело ему было вспоминать. А тогда нам, ребятишкам, было так интересно. Рассказывал, как стояли под Калиновым возле картофельного поля. С одной стороны немцы, с другой — русские. Выходить на поле строго запрещалось, костры разводить нельзя. Сыро, промозгло. Разожгут кое-как тлеющий костерок, картошка в нем только согреться успеет, а то и не успеет. А тут приказ — и бегут выполнять, грызут ее мерзлую на ходу. Так вот обрывками, отдельными картинками у меня в памяти отложилось, — говорит Нина Александровна. — Другой раз рассказывал, что в последний год, когда был трактористом, выкатывали пушки на передовую. Где это случилось, не помню, но попали под обстрел с лейтенантом Володей.

Папа успел в какую-то траншею спрятаться, а лейтенанта ранило. Он его на своей шинели вытащил.

… После войны Александр Яковлевич работал трактористом в МТС, учил молодежь. В семье родились еще пятеро детей -Лиза, Гутя, Нина, Паша и Надя. Прадед был заядлым рыбаком, охотником, любил собирать ягоды. Я помню его очень смутно. Он казался мне суровым и неразговорчивым. Наверное, просто с возрастом уже и не разбирал, кто это перед ним из его многочисленных правнучек.

У нас во дворе в деревенском доме до сих пор стоит голубая скамейка, оставшаяся еще от бабушки. Мало ли в деревне скамеек и голубой краски? Но мне хочется думать, что это именно та, на которой прадед по вечерам вспоминал о войне.

***
фото: Александр Яковлевич и Евлампия Николаевна с детьми и первым внуком Сережей в послевоенные годы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта