Человек на старых снимках
Время — неумолимо, а его законы таковы, что век, определенный человеку и известный только богу, всегда заканчивается. Так бывает и с простыми смертными, и с великими…
Мы привыкли вспоминать о своих близких-фронтовиках ко Дню Победы. В остальное время у большинства из нас — суета, называемая жизнью. И это, видимо, нормально. Жаль только, что память при этом слабеет, а люди забываются, когда о них перестают вспоминать. Следующая стадия забвения — это незнание, когда уже никто не может ничего конкретного рассказать о человеке…
Будем же стараться помнить ушедших героев прошлого!
Один из тех, кто оставил яркий след в истории тюменского спорта и футбола, в частности, — Борис Петрович Елькин (1922 — 2008). Человек с массой спортивных и организаторских талантов, отмеченный множеством наград, никогда не был простым в общении, добреньким или покладистым. Это подтвердят многочисленные его воспитанники, соратники и бывшие подчиненные. Потому что «ершистый был Петрович, упертый сибирский мужичок», как мне сказал человек, хорошо его знавший.
Но любое дело Елькин делал так, что помнится до сих пор. Прекрасно играл в футбол и русский хоккей еще в довоенные времена. Получил тренерское образование и успешно вложил свой талант в знаменитую тюменскую футбольную команду «Звезда». Она ярко вспыхнула на спортивном небосводе в 1956-1957 годах и оставила незабываемый след.
Борис Петрович был замечательным педагогом. Учитель в нескольких тюменских школах, тренер, затем — руководитель ряда специализированных ДЮСШ. Отличник народного образования, отличник физической культуры и спорта. Много лет он возглавлял областные футбольную и хоккейную федерации, достиг вершин спортивного судейства.
… Но еще раньше была в его жизни война, о которой, предполагаю, он рассказывал не всем и не всегда. Потому что военное счастье его, мягко говоря, не жаловало, а совсем наоборот. Молоденьким сержантом участвовал в битве под Москвой, был ранен.
После излечения и окончания военного училища лейтенант Елькин оказывается на Курской дуге, где попадает в плен. Затем был побег из поезда во время пути в немецкий концлагерь, короткая партизанская карьера на Украине, возврат в ряды Красной армии. Однако, фортуна к нему, как и ко многим бывшим в плену офицерам, не была благосклонна: прямо из-под Кенигсберга, где он принял роту, Борис Петрович угодил уже в советский лагерь — на «проверку».
Обо всем этом он рассказывал мне летом 2004 года, сидя на стареньком крылечке стадиона «Локомотив». Ему захотелось об этом рассказать, и я по-прежнему ему благодарен за этот волнующий и очень искренний рассказ.
Его военная карьера закончилась в Свердловске в 1945 году. Там старший лейтенант Елькин стал основным защитником сборной Уральского военного округа, но… хотелось домой! И, вернувшись в Тюмень, он уже никуда надолго не уезжал.
… В январе 2008 года я случайно оказался в доме, где жил Елькин. Пришел в гости к ветерану тюменского футбола И.П. Ноздрачеву. Он-то и подсказал мне, что в соседнем подъезде находится квартира Бориса Петровича. Я знал, что Елькин болеет, но решился позвонить в домофон, и он сказал сам, чтобы я зашел. Борис Петрович плохо себя чувствовал и ожидал приезда скорой помощи. Мы коротко поговорили о тюменском футболе и его истории, и я понял — он рад моим скромным исследовательским трудам на этом поприще. Сказал, что, как только поправится, мы этот разговор обязательно продолжим, — был уверен, что выдюжит снова. Он, большой любитель зимнего купания в Туре, в это искренне верил. И я уходил с верой в нашу скорую встречу. Он умел убеждать.
На следующий день мне сообщили, что Бориса Петровича не стало. Горькая, горькая весть, в которую поверил не сразу. Зато память о нем светла. Яркий, сильный, светлый человек, посвятивший себя спорту и воспитанию новых спортивных поколений! Таким он был, таким мы будем его помнить.
***
фото: Борис Елькин -арбитр всесоюзной категории;Борис Петрович (в центре) и его команда «Звезда», 1957 г.