Счастье длиною в жизнь
В центре Тюмени в одной из квартир старенькой хрущевки поселилось счастье. А привез его с собой подполковник милиции в отставке Борис Горелик, около трех десятков лет назад переехавший в наш город из Биробиджана.
Вот уже 92 года, помогая преодолевать все лихолетья, счастье следовало за ним по пятам и, наконец, обрело свое пристанище в Сибири. Для тюменцев участник Великой Отечественной войны сразу же стал своим, потому что чужих ветеранов — не бывает!
Борис Наумович родился 8 марта 1922 года в Гомельской области Белоруссии. В середине 30-х годов родителей Бориса направили на строительство Биробиджана, где мальчик и окончил 7 классов в еврейской школе. Со школьной скамьи увлекшись фотографией, Борис даже не предполагал, какую роль в его судьбе сыграет это хобби. Получив образование, он пошел работать в фотоателье, в те времена, кстати, эта специальность считалась экзотической. После ушел на строительство хлебозавода, где остался работать дежурным слесарем. Здесь его и застала война…
Собирая вещи, прощаясь с родными, занимая место в эшелоне с призывниками, 19-летний Борис отправлялся на войну, не представляя, что ждет его впереди.
Эшелон прибыл в город Ворошилов-Уссурийский, где на границе с Японией размещался отдельный батальон воздушного наблюдения, оповещения, связи 11-го корпуса ПВО.
Имея за плечами 7-летнее образование, что по тем временам считалось престижным, Борис попал в радисты. В учебных классах за длинными столами солдаты терпеливо изучали азбуку Морзе. С этой минуты, собственно, и началась его служба.
Работа у Бориса пошла быстро: крепкая рука, отличная память. Так, не имея ни малейшего представления о профессии радиста, через 4-5 месяцев Борис блестяще сдал экзамены на классность. С первого раза — на высший, первый класс. Рядовому Горелику присвоили звание старшины, назначили командиром отделения и теперь уже самому доверили обучение прибывающих новобранцев.
Шло время, а война все не кончалась. В 1943 году стали присылать девчат. Молодые, красивые девушки шли на смену парням. Девушек надо было защищать, оберегать и любить, а не отправлять на смерть.
Будучи в числе лучших старшин, Борис неустанно писал рапорт за рапортом, за что его грозились посадить на гаупвахту. Не посадили, но и не отпустили. А работа не ограничивалась обучением. На границе с Маньчжурией располагались ВНОСовские посты с радиостанцией, начальником одного из них был Борис. Так он и служил до весны 1945 года.
С известием о победе здесь война еще не закончилась. Нужно было выбить японцев из Маньчжурии. В числе других солдат Бориса переправили через границу, в его задачу входило держать связь с 11-м корпусом ПВО и вести воздушное наблюдение. Вместе с шестью радистами, непрерывно передвигаясь на машине, Борис Наумович передавал нашим летчикам информацию о появлении вражеских самолетов, их координаты. Заслышав моторы, Борис с товарищами мгновенно могли определить тип самолета, вместимость, вооружение и направление полета.
Однажды во время передвижения, вытянув затекшие от долгого сидения ноги, Борис услышал, как рядом что-то бухнуло. Останавливаться было нельзя — могли попасть под обстрел, ведь пеленгация у японцев была хорошая. Оказалось — разорвалась мина. Он не сразу понял, что случилось: боли не было, только почувствовал в правом сапоге что-то теплое и мокрое.
Осколок угодил в бедро Борису, дойдя до самой кости. Операцию пришлось делать самому. Разрезал брюки, сделал обезболивающий укол, достал плоскогубцы, обработал спиртом, подцепил и, сжав зубы, вытащил торчащий осколок. Опасаясь, что после лечения его могут отправить на другое место службы, с ранением в госпиталь не обращался, все перевязки делал самостоятельно. Так и воевал весь месяц наравне со всеми, пока их не вернули в Уссурийск.
В конце октября 1945 года война для старшины Горелика наконец-то закончилась.
После демобилизации в конце 1946 года Борис вернулся домой. Он встречался с друзьями, ходил на танцы. В одной из таких вылазок встретил свою судьбу. Бойкой девушке по имени Руфь приглянулся хорошо танцующий Борис, и она пригласила его на белый танец. Как оказалось, танец длится 66 лет!
Однажды Бориса вызвали в горком партии и сказали, что в милиции нужен фотограф. Будучи партийным, отказаться было невозможно, и Борис решился.
Тогда в Биробиджанской милиции на всю область не было ни одного эксперта. Азы новой профессии Борис постигал самостоятельно, учился заочно, раз в год ездил в Хабаровск в экспертно-криминалистический отдел на месячные курсы повышения квалификации.
30 лет на одном месте! 30 лет — единственный в области эксперт. Лучший в Хабаровском крае, единственный, получивший звание «Заслуженный работник МВД СССР».
В день милиции в 1979 году Борис Наумович ушел на заслуженный отдых. Выросли и разлетелись кто куда сыновья. Старший, кандидат физико-математических наук, осел в Тюмени. Младший, окончив авиационный институт, остался в Самаре. Борису Наумовичу с женой хотелось быть поближе к детям, и стал вопрос, к кому поехать. Выбор определило рождение первой внучки.
За 29 лет в Тюмени Горелики уже стали настоящими сибиряками. По-прежнему вместе, рука в руке… Оглядываясь на прожитые годы, они знают, что счастье существует. Только оно по каким-то неведомым принципам само выбирает себе хозяев и идет за ними по пятам, даже сейчас, спустя десятки лет терпеливо поднимаясь на пятый этаж старенькой хрущевки.
Елена Черкашина, пресс-служба УМВД России по Тюменской области
***
фото: Руфь и Борис.