На пятьдесят восьмой отметке
Лед на Туре в районе набережной сошел в считанные дни. В начале прошлой недели ледоход начался, а в пятницу река была уже чистой. К этому времени рабочие «Мостоотряда-36» закончили монолитный оголовок стенки набережной до нижней отметки.
Таким образом, «нижняя палуба» третьей очереди протяженностью 630 метров, можно сказать, готова.
— Каждый год весной вода заливает 54-ю отметку и держится дня три, — говорит руководитель проекта «Набережная Туры» Алексей Боровиков. — Поэтому мы сделали все, чтобы уйти с нее к началу половодья.
Нижнюю отметку хорошо видно — она обозначена черной краской.
Но не только ожившая река доставляет хлопот мостостроевцам. Высокий правый берег размывают подземные ручьи. Особенно много их как раз на третьем участке.
— Вот здесь было настоящее болото, — показывает Боровиков на отсыпанную песком площадку. — Очень много грунтовой воды идет с откосов. Мы укладываем геомембрану, чтобы ее поймать. Потом вода бежит по коллекторам в колодцы, из которых централизованно сбрасывается в реку.
И все-таки самым сложным участком для строителей стал не этот, болотистый, а тот, что проходит вблизи высоковольтной линии электропередачи. Именно здесь, в соответствии с проектом, высокий берег срезали почти на 10 метров. Для чего привлекли много тяжелой техники — экскаваторы, краны, грузовики. Чтобы не задеть случайно провода, пришлось соблюдать особые меры безопасности.
Сейчас строители заняты отсыпкой откосов и сооружением лестничных сходов на 58-й отметке. Алексей Александрович рассказывает, что всего лестниц будет три — два рядовых схода и один парадный. Там работают монтажники и сварщики. У строителей двенадцатичасовой рабочий день. В смену выходят по пятьдесят человек. Большинство из них трудятся в «Мостоотряде-36» много лет. Но есть и молодые рабочие.
Сварщик Сергей Ерохин работает в компании только год, за это время успел себя зарекомендовать.
— Мало молодежи, которая хочет и умеет работать, — говорит Боровиков. — У нас старшее поколение монтажников уходит на пенсию, стараемся готовить молодую смену.
Квалифицированные монтажники, по словам прораба, самые ценные люди на стройке. В мостостроении работают универсалы. Они занимаются и арматурным монтажом, и укладкой бетонной смеси, а в основном — монтажом металлоконструкций. И строительство набережной Туры — профессиональный подарок для мостостроевцев: здесь их универсальность как нельзя кстати.
Помимо берегоукрепления, в проекте второй очереди набережной есть и мост через речку Тюменку. Его строители смонтировали еще в прошлом году. Предварительно очистили и отсыпали русло реки, приподняв его почти на пять метров, — чтобы Тура по весне не затекала в Тюменку.
— Да разве это мост, — улыбается Боровиков. — Совсем маленький.
Возможно, для профессионалов, строивших виадуки и мосты протяженностью в сотни метров, этот малыш и не представляет большой ценности. Но, несмотря на небольшие размеры, это — полноценное сооружение, предназначенное как для пешеходов, так и для автотранспорта. И к его возведению мостостроевцы, как всегда, подошли с полной ответственностью. Скоро он вместе со второй очередью набережной будет готов к сдаче в эксплуатацию.
Работы на третьей очереди продлятся до конца года. Зато уже следующим летом здесь можно будет гулять, любуясь видами реки и заречной части города.
***
фото: Третья очередь строительства набережной;Алексей Боровиков;Сергей Ерохин;Монтажники укладывают гидроизоляцию;Монтажники любуются вечерним пейзажем.