X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Ехать в ногу со временем

Дебаты стали решающим испытанием для суперфиналистов областного конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года».

Если во время показательных уроков, мероприятий, бесед с учащимися педагоги играют на своем поле — занимаются обычной профессиональной деятельностью, то во время открытых дискуссий им не спрятаться за педагогический мундир. Перед журналистами, членами жюри и представителями общественности они стоят с открытым забралом.

Тему дискуссии заранее не определяют, а вопросы у присутствующих рождаются спонтанно. Домашние заготовки, конечно, помогают при ответах, но только как гарнир. Готовить же основное блюдо приходится быстро, из имеющихся ингредиентов.

В этом году в число пяти суперфиналистов конкурса «Учитель года» вошли двое тюменцев: учитель технологии школы N 70 Евгений Показаньев и учитель начальных классов гимназии N 21 Ирина Кривощекова. А в пятерку лучших воспитателей включили только Ирину Кокшарову из тюменского детского сада N 127.


Друг, товарищ, брат…

Дискуссионная тема: «Кем должен быть учитель: наставником, проводником образовательных технологий или «своим парнем»? Задумываться над этим учителю и воспитателю обычно некогда. Других хлопот хватает. Им задаются те, кто наблюдает процесс обучения со стороны, анализирует его и даже критикует.

— С противопоставлением я категорически не согласна, — взяла слово Ирина Кривощекова. — Учитель должен быть и преподавателем, и другом для детей. Иначе нельзя.

— Учитель — это и воспитатель, и партнер, и тьютор, — продолжила Наталья Оборнева из ишимского детского сада N 5. — Главное, не кто он, а как действует. А действовать надо от ребенка и в его интересах, чтобы он смог раскрыть свою индивидуальность, выстроить личный маршрут развития.

— Каждый педагог выбирает свою траекторию, но нельзя действовать только «от ребенка». Надо свои цели преломлять через его интересы… — заметила Вера Чикишева из Стрехнинского детсада.

— Интересно, а Сократ кем был для Платона? — подкинул дров в огонь дискуссии ведущий.

Но участники суперфинала так глубоко копнуть не смогли. Только учитель истории и обществоведения тобольского лицея Андрей Любич попытался продолжить заданное направление:

— Настоящий учитель — всегда наставник, поэтому он чуть выше своего ученика. Но он является и другом: с учеником они должны быть на одной волне.


Новое или хорошо забытое

Дискуссии в суперфинале конкурса «Педагог года» не обходят реформу образования, введение новых образовательных и педагогических стандартов. Ко всем этим новшествам можно относиться по- разному: отрицать, поддерживать, бояться, но не принимать их во внимание нельзя.

— А были ли вообще реформы в школе? — закинул удочку ведущий Виктор Зайцев. — Прошли ли они через голову педагогов?

Постановка вопроса несколько смутила конкурсантов.

— Мы даем детям то, что хочет от нас государство, — высказался Александр Смолин, учитель математики и физики из Голышманово. — Выполняем государственный заказ. Учитель должен принимать все изменения в системе образования, какими бы они не были, но образование должно оставаться разумным.

— Ничего нового в образовании придумать нельзя. Все уже сказано. Надо только пропустить это через себя и подать под новым соусом, — сказал Евгений Показаньев.

Не прошли и мимо профориентации: заказ государства на подготовку рабочих кадров есть, но готовы ли педагоги его выполнять? И когда надо начинать — в школе или лучше в детском садике?

— Современные уроки технологии во многих школах теперь больше похожи на легоконструирование. Мальчишки ни молотка, ни рубанка в руках держать не умеют! — подал реплику из зала кто-то из родителей.

— Можно легоконструирование организовать так, что ученики и гвозди научатся забивать, и конструировать, — рассуждал Евгений Показаньев. — Лего — это просто набор. Что вложишь, то и будет. Форму нельзя принимать за содержание.

— Проблема не в легоконструировании, а в том, что менталитет родителей поменялся, — вступила в дискуссию воспитатель из Викулово Нина Маркова. — Они и сами давно не держали молоток в руках. Пока мы не обратим внимания на село, никакого престижа у рабочих профессий не будет. Какой престиж, если даже корову сельским детям показываем только на картинке?

— Я всеми силами готов поддерживать и развивать престиж рабочих профессий! — добавил Александр Смолин. — Но кто придет в школу после меня?

— И какой будет оплата труда тех, кто выберет рабочую профессию? Престижной? Достойной? — спросила Вера Чикишева.

— Мы путаем сами понятия, — продолжил Евгений Показаньев. — Престиж, успех, высокая зарплата — не равны счастью. Надо научить видеть счастье в пустяках, любить труд, быть счастливым от честно заработанной зарплаты, хоть и небольшой. Надо учить ребенка быть человеком. В этом — его жизненный престиж и успех.


Чему не учат в школе

Напоследок конкурсанты поделились, чего им не хватает в современной школе, а чего, на их взгляд, перебор. Кто-то мечтал о вещах вполне конкретных — вернуть в учебный план астрономию, больше заниматься психологической практикой, логопедией. А кто-то считал, что во всех недостатках виноваты СМИ, — они говорят только о плохом, неверно преподносят имидж учителя, не объясняют, в чем престиж рабочих профессий.

— Вы посмотрите, какие мультфильмы смотрят дети! — подбросил «дровишек» кто-то из конкурсантов.

— А все-таки начинать надо не с экономики, не с государства, не со СМИ, а с себя. Начинать надо с нас! — поставил точку в обсуждении Александр Смолин.

… Дискуссия продолжалась полтора часа. По ее итогам большое жюри конкурса сделало свои выводы. И на торжественной церемонии закрытия конкурса назвало имена пяти победителей.

***
фото: суперфиналисты «Учителя года» Александр Смолин, Евгений Показаньев, Андрей Любич;все участники суперфинала.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта