Какие дороги выбирает художник
Художник Константин Зыков обнаружил в своей мастерской работы студенческих лет и решил показать их студентам. Так родилась персональная выставка «Ретроспектива».
Зыков получил профессиональное образование в Челябинском художественном училище, а затем в Московском высшем художественно-промышленном училище. Занимается педагогической деятельностью — больше десяти лет преподает рисунок, живопись, скульптуру в архитектурно-строительном университете и в академии культуры, искусств и социальных технологий.
— В студенчестве я интересовался многим, — рассказывает Константин Николаевич. — Декоративно- прикладным искусством, живописью. Моя учеба была очень интересным и напряженным занятием, но не помню, чтобы преподаватели так опекали нас, как мы студентов сейчас. Порой приходится не только обучать, но и воспитывать.
— Чему они учатся в первую очередь?
— Архитекторы и дизайнеры должны фантазировать в трехмерном пространстве. Видение объектов в пространстве — сложный навык. Тем, у кого с этим проблемы, лучше не выбирать данные профессии. У архитекторов задача осложняется тем, что они комплексно организуют пространство: создается ансамбль, который не должен противоречить архитектуре города. Студентам академии культуры проще — у них объекты меньше по объему. Хотя законы композиции одинаковы везде: и в архитектуре, и в живописи, и в скульптуре.
В апреле пройдет конкурс молодых архитекторов и дизайнеров «Золотая орхидея», который совпадает с юбилеем, — главному корпусу архитектурно-строительного университета сто лет. И мы с ребятами решили отметить это событие выставкой. С одними студентами уже заканчиваем рисунки, с другими — готовим презентации об истории здания: от начала строительства до наших дней. Это своеобразный подарок великолепному зданию, приютившему не одно поколение молодых людей, жаждущих получить знания.
— Какие перспективы в работе у ваших студентов? Насколько реально с их навыками и умениями найти себе место в жизни ?
— Часто на протяжении всей жизни человек остается неудовлетворенным собой и тем, чем он занимается. Поэтому мы радуемся новым перспективам, решаем, уйти или остаться в той или иной профессии. Однако абсолютной свободы не бывает. Это иллюзия. И мои студенты это уяснили. Они мыслят прагматично, так как по- другому адаптированы к жизни и к работе, нежели мое поколение. Они понимают назначение денег и осознают, где можно уступить, а где нет. Они более продвинуты, чем мы — живут в обществе, лишенном коммунистического идеализма. Но есть и другая сторона — в некоторых ситуациях у них напрочь отсутствует инстинкт самосохранения! Но это, опять же, не отменяет прагматичности. Наши студенты еще во время учебы присматривают себе работу. Да и многие предприятия, строительные компании заинтересованы в поиске таких специалистов.
— Ученики отличаются от своих учителей. Многие преподаватели сетуют, что у современных студентов низкий уровень знаний. Другие считают, что талантливых учеников больше не осталось…
— Да они всякие бывают. Есть уникумы, способности которых бьют ключом. Но это не всегда полезно им самим. Если талантливый студент выбрал профессию архитектора, а в душе он — живописец, когда ему писать? С одной стороны — большая учебная нагрузка, а с дугой — потребность в выражении своего таланта. Иногда они приносят свои работы мне… Я же не вправе говорить: «Бросай все, ты — живописец!» А потом еще наобещать успешного будущего. Нет, как преподаватель я только выражаю свое мнение: «У тебя хорошие качества живописца, удели этому больше внимания». Работы студентов мы отправляем на выставки и конкурсы в другие вузы страны, это полезный обмен опытом.
Например, недавно рисунки архитекторов отправились на выставку графики в Москву, а декоративные скульптуры и портреты студентов академии культуры — в Благовещенск. Результаты будут позднее. Кто-то откликается на предложение принять участие в выставках и работает, а кому-то это не интересно. Действительно, наша жизнь складывается по-разному. Например, я никогда не предполагал, что буду преподавать.
— Художникам в жизни не просто устроиться. И не все готовы заниматься преподавательской деятельностью. А вам, похоже, это нравится?
— На самом деле, это один из вариантов развития событий. Преподавание дает определенную стабильность. В отличие от творческой деятельности. Я слышал, что в некоторых странах Европы художники, подтвердившие свой статус, живут на государственные пособия. У нас это невозможно. Поэтому перед всеми людьми творческих профессий встает вопрос, стоит ли оставаться в профессии из-за малой обеспеченности? Ведь земных благ никто не отменял. Студенты знают многих самоотверженных людей из истории искусства, оставшихся преданными своему таланту и окончивших жизнь в нищете и одиночестве. Но это уже либо талант, от которого невозможно отказаться, либо состояние, которое граничит с неспособностью адаптироваться к окружающему миру. Я нашел для себя увлекательное занятие — развивать у студентов творческий потенциал. Это захватывает! Кроме того, у меня достаточно свободного времени для собственного творчества.
. Студенты говорят, что выставка открыла Константина Николаевича с новой стороны. На автопортрете он предстает в образе мореплавателя, поднимающего свой бокал за тех, кто находится в творческом поиске. В каких-то работах угадывается скрытая ирония, где-то — любование цветом. И как-то не верится, что их написал он — строгий и требовательный учитель, у которого на все есть аргументированный ответ.
***
фото: На снимке: Константин Зыков.