Театр для начинающих зрителей
Несколько лет назад на одной из пресс-конференций в молодежном театре «Ангажемент» имени Виктора Загоруйко шла речь о том, что такое молодежный театр? На какого зрителя он рассчитывает: на детей, школьников, прогрессивное студенчество?
Глядя на работу «Ангажемента», целевую аудиторию, как сказали бы менеджеры, по возрасту определить невозможно. На пресс-конференции актеры и журналисты пришли к общему выводу: не в возрасте дело. Зритель может быть молодым, даже если он вышел на пенсию. Может, ему до прихода в «Ангажемент» всего пару раз доводилось бывать в театре, и вдруг он понял, что ему интересна сцена, пьесы, живые актеры. Значит, это зритель начинающий, молодой.
Начинать знакомиться со сценическим искусством в нашем городе можно с любого театра: в кукольный лучше приводить детей -почти все, что делают кукловоды, они делают для них. В драматическом спектаклей для детей меньше, но зато здесь отлично чувствуют себя взрослые «начинающие» зрители: актеры играют много комедий, которые воспринять и понять проще.
«Ангажемент» стоит особняком. Не только в смысле географического расположения, но и в смысле репертуара, и подхода к делу. На мой взгляд, руководство театра и труппа не боятся экспериментов. То выносят на сцену жестокого «Калигулу» в постановке Антона Милочкина и тяжелейшую драму «Ночь Гельвера» в постановке Олеси Невмержицкой. То радуют старшее поколение музыкальным спектаклем «Я жду весну» (режиссер Елена Юдина). А то показывают спорную постановку «Клавдия. Записки на сгущенке» — абсолютный «неформат» для театров — в постановке Олеси Невмержицкой.
С самыми начинающими зрителями, кому исполнилось только три-четыре года, у «Ангажемента» отношения совсем особые. Им выделяют, как правило, малый зал, из которого выносят все стулья, а на пол кладут подушки. Не очень кучно, чтобы малыши могли встать и пойти, если захотят пообщаться. Чтобы родителям, которые обычно приходят на спектакль с детьми, было удобно за ними наблюдать. Свет не гасят, лишь приглушают. Получается практически домашняя атмосфера.
Так произошло в выходные: в субботу и воскресенье театр показал новый спектакль «Умная собачка Соня» по произведению Андрея Усачева. Это не первый опыт «Ангажемента» с популярными произведениями, которые более известны даже не показом на театральных подмостках, а одноименными мультфильмами — до этого были, например, «Бременские музыканты», «Стойкий оловянный солдатик»…
Мультик про очаровательную Соню, которая то и дело попадает в неприятности, телевидение начало показывать в 1991 году. Любознательность Сони, согласно сюжету, становится причиной различных смешных событий и происшествий, причем не всегда безопасных. Но в результате все заканчивается хорошо и для Сони, и для ее хозяина Ивана Ивановича Королева.
«Ангажемент» и здесь поступил по-своему. На практически пустой сцене, при помощи минимальных, едва ли не подручных, средств из арсенала, скорее, кукольного театра, актеры Анастасия Гавшина и Никита Герасимов создают удивительный мир. В их распоряжении только бумага, краски, фломастеры, голоса и руки. Но все, как по писаному: в одном городе, на одной улице, в одном доме, в квартире N 66 жила-была маленькая, но очень умная собачка Соня. У Сони были черные блестящие глаза и длинные, как у принцессы, ресницы и еще аккуратный хвостик, которым она обмахивалась, как веером.
Режиссер спектакля Камиль Тукаев работает с нашим театром не впервые, на сцене идут его постановки «Вино любви», «3 в 1» и сказка для детей «Стойкий оловянный солдатик». Он отлично вписался в репертуар «Ангажемента» — театра, который работает для начинающих зрителей любого возраста.
***
фото: Маленькие зрители пришли с родителями;Анастасия Гавшина и Никита Герасимов разыгрывают историю о Соне.;Анастасия Гавшина и Никита Герасимов разыгрывают историю о Соне.