X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

О Почте России замолвите слово

Новые тарифы на доставку подписных газет и журналов введены со второго полугодия 2014 года.

О том, чем это обернется для Почты России, подписчиков и издателей, и в целом о работе почты, мы говорим с директором УФПС Тюменской области Натальей Сергеевной Шафиковой.

— Должна отметить, что Почта России выступает лишь исполнителем того, что ей рекомендовано государством, мы подчиняемся Минкомсвязи. С 2008 года происходило сдерживание роста тарифов. Но сумма государственной субсидии не менялась. Наступил момент, когда она перестала покрывать расходы компании — в последнее полугодие была «дыра» в 3 миллиарда. Теперь субсидии нет, услугу надо выводить хотя бы на ноль.

— Новые тарифы известны?

— Стоимость доставки увеличилась в среднем в два с небольшим раза. По всему Уралу так. Но клиентам, которые сами забирают газеты в отделениях, компания дает очень хорошую скидку: раньше она была не больше 10 процентов, сейчас — 43 (в среднем по стране). Сохранилась скидка для центральных изданий, для областных — при достижении подписного тиража более 17,5 тысячи экземпляров. Для всех районных и городских газет предусмотрена скидка в 25 процентов. Таким образом приняты меры, чтобы новая ситуация не сильно ударила по нашим клиентам.

— Разделяете ли вы опасения, что в новой ситуации и пресса, и издательства умрут?

(в газете «Красное знамя» нам сообщили, что для них тариф вырос с 81 до 227 рублей — Ред.)

— Например, за первое полугодие 2014 года доставка пятничного номера «Тюменского курьера» стоила 59 рублей. Сейчас — 135 (за 26 номеров). Я не думаю, что для читающего населения это какая-то непосильная плата. Когда в прошлом году — впервые за пять лет — мы повысили тарифы на 15 процентов, тиражи снизились на 4 процента. Сейчас прогнозируем снижение до 20 процентов

— Люди вообще выписывают газеты?

— Динамика положительная. 2010 год — 293,8 тысячи экземпляров, 2011 — 295 тысяч, 2012 — 297 тысяч. Пока действовала субсидия, мы сохраняли тиражи. Сейчас, соответственно, задача такая же. Будем обучать наших операторов и почтальонов, чтобы они привлекали клиентов, разъясняли, почему цена так изменилась.

В городе, действительно, выписывают меньше. А вот в селе подписчиков много. Например, в Юргинском, Армизонском районах на тысячу жителей приходится до 600 экземпляров газет.

— Переход к рыночным ценам кто-то считает здоровым шагом. А вы?

— Почта России согласно уставу — предприятие коммерческое, соответственно, мы живем, исходя из того, сколько можем заработать. Какие-то услуги были прибыльными, но из-за убытков происходило перекрестное субсидирование. Сейчас рассчитываем стать более эффективной компанией, у нас появляются резервы для повышения оплаты труда. Уже с 1 января, проанализировав ситуацию, руководство повысило зарплату почтальонов и операторов на 20 процентов.

В связи с этим, конечно, чуть легче стало комплектовать штат. Работа у нас сложная: тут и физическая нагрузка, и умение общаться с клиентами. Одновременно почтальон несет ответственность за то, чтобы письма доходили вовремя. Ведь объемы письменной корреспонденции, несмотря на все прогнозы, тоже не падают. Это корреспонденция от ГИБДД, от налоговой инспекции, от пенсионного фонда… Заказных писем стало гораздо больше!

Галя Безбородова, Катя Христозова

— Какие услуги прибыльные?

— Ну, мы же не можем работать только в минус. Из убыточных, хочу добавить, — универсальная услуга связи, потери колоссальные — до 11 млрд рублей. Поэтому прибыльные услуги — скажем, по приему коммунальных платежей в отделениях связи, мы открывали с расчетом на то, что они перекроют убытки. Те же розничные продажи сопутствующих товаров в селах… Мы занялись торговлей не от того, что нам делать нечего! Приходится давать в село товары первой необходимости — чтобы, с одной стороны, поддержать деревню, а с другой — самим заработать. И товары пользуются спросом.

— Подписку можно сделать прибыльной?

— Надо посмотреть, как отреагирует рынок. Решение о повышении тарифов, на мой взгляд, принималось взвешенно. Думаю, те преференции, которые сделала Почта России, будут сохраняться еще какое-то время. Все-таки это наша, что называется, коренная услуга.

— Почему я спрашиваю… Раньше было так: доставка газет — это основная работа почтальонов, огромные пачки, носить их тяжело, зато домой приходили в 2 часа дня. Сейчас — огромный массив заказных писем, накладные, возвратные… Некоторые почтальоны, я знаю, возвращаются домой затемно.

— Чтобы облегчить работу с документами, мы поставили во всех отделениях почтовой связи АИС «Доставочный участок». Извещения, возвраты, досылы — все выписывается и обрабатывается на компьютере. Возможно, кто-то не успевает. Но это исключения.

Отделения переведены на сдельную оплату труда. Каждая операция тарифицируется. И мы знаем, есть такие сотрудники, которые берут себе дополнительные объемы, чтобы заработать больше.

— А для части почтальонов эта система оплаты выливается в еще более поздние посиделки в конце месяца с отчетами — сколько доставлено писем, сколько сделано возвратов…

— Предприятие гибко подошло к этому — пожалуйста, если коллектив отделения хочет перейти на оклады, мы переводим. Есть такие случаи.

— Другой пример. Стоит в отделении компьютер с установленной программой, но никто за него не садится — по-старому пишут от руки…

— Везде, где компьютеры поставлены, они должны работать. Мы обучаем сотрудников. Если где-то требования не исполняются, будем заставлять. Искать информацию, занесенную в компьютер, гораздо проще, чем перерывать тонны бумаг. Конечно, не все просто. Да, контингент такой. В селах были и начальники отделений, которые не смогли работать с компьютером, уходили…

— Есть ли задача привести на предприятие свежие, молодые кадры?

— У нас много женщин среднего возраста. Кого-то устраивает режим работы. Кто-то не успел получить образование — берем в почтальоны практически всех. Новое руководство работает год, и мы видим, что изменения произошли как раз в части оплаты труда. Надеемся, что предприятие будет более конкурентоспособным на рынке труда. Заявлено, что к 2018 году зарплата на почте должна быть рыночной, люди станут зарабатывать вдвое больше.

— Как выглядит Тюмень и Тюменская область на фоне других регионов, есть ли особенности?

— У нас 19 труднодоступных районов, затраты на доставку почты туда гораздо выше. В Лайтамак, Ачиры, Осиновское мы летаем вертолетами, заключаем договоры с авиакомпаниями. Никто эти затраты нам не возмещает. В прошлом году убытки по Крайнему Северу составили порядка 25 миллионов рублей, а компенсацию из федерального бюджета мы получили 150 тысяч рублей. Сейчас и ее отменили.

Тюмень — тоже очень сложный город. Федеральный закон N 176 не исполняется. А в нем четко прописано: при проектировании и строительстве городов и сельских поселений должны быть предусмотрены помещения для объектов почтовой связи. Это не делается.

Мы неоднократно обращались к главе администрации города с тем, что нам нужно расширяться, открывать отделения в новых микрорайонах. Сейчас арендуем у города помещения для десяти отделений связи, тариф ниже коммерческого — эти отделения хотя бы работают без убытков. А территории все прирастают и прирастают, почта оказывается теперь чуть ли не в центре города. Но строят-то частные компании, у муниципалов своих объектов там нет. Открывать на коммерческих условиях заведомо нерентабельное отделение связи нельзя. Пересматриваем маршруты, организуем подвозку почты — иначе эти вопросы пока никак решить не можем.

— Какие-то долгосрочные планы можете озвучить?

— Первые шаги — по повышению зарплат — сделаны, мы уже видим результат. В Тюмени есть почтальоны, которые зарабатывают по 25 тысяч. Я понимаю, что этот хлеб достается им нелегко, и рада, что они хотя бы могут заработать — в ряде регионов зарплата существенно ниже. Поэтому в целом, я считаю, у нас ситуация достаточно неплохая.

***
фото: Почтальоны тюменского отделения N 40;Наталья Шафикова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта